Какие продукты можно давать ребенку 4 месяца. Что надо знать родителям о четырёхмесячном ребёнке? Готов ли малыш к новой пище

С маленькими детьми следует быть особенно внимательными и заботливыми. Необходимо знать, что им можно, что нельзя. Именно в первые годы жизни у малыша формируются основные функции организма. На этот процесс влияет множество факторов, таких как режим дня, эмоциональная обстановка дома и, разумеется, питание. Именно о нём мы сегодня и поговорим.

О процессе перехода с грудного на обычное питание

Ни для кого не секрет, что пища годовалых детей значительно отличается от питания более старших детишек и, тем более, взрослых. Не забывайте, что новорожденный ребенок питается материнским молоком и лишь затем переходит на более «тяжелую», твердую пищу. Процесс перехода, разумеется, постепенный. Никто не предлагает сразу кормить шестимесячного малыша жареной курицей или свиными ребрышками. Вовсе нет, вначале ребенка «пересаживают» на полутвердую пищу вроде пюре и соков. Эта пища достаточно легко усваивается пищеварительной системой, но при этом уже не является молоком матери как таковым. При этом необходимо соблюдать во всем меру и осторожность, если вы не хотите, чтобы у вашего чада развилась аллергическая реакция.

Чем кормить ? Что ему можно давать, а что нельзя? Какие продукты могут нанести вред месячному ребенку? Как плавно осуществить переход?

Давайте разберёмся во всем по порядку.

Кормить или не кормить

Стоит отметить тот факт, что в 4 месяца малышу уже можно начинать давать прикорм. Подкармливать или нет — это всегда остается на усмотрение родителей. Разумеется, основой является в любом случае грудное вскармливание.

Важно понимать, что не стоит давать специальное прикармливание без явной на то необходимости – по крайней мере, так рекомендуют медики. Лучше всего отложить этот период до возраста хотя бы 6 месяцев. В раннем возрасте малышу важнее всего давать именно грудное молоко, а чрезмерное «увлечение» другими видами питания может способствовать развитию аллергической реакции. Думаем, нет смысла объяснять молодым родителям, к каким осложнениям это может привести в более зрелом возрасте.

Когда появляется необходимость добавлять в рацион питания особые смеси? Отвечаем. В том случае, если грудное вскармливание уже не способно давать малышу достаточно много питательных веществ. Как раз именно в этот период у малютки начинается выработка своей слюны, и у родителей появляется возможность давать кроме материнского молока более твердую пищу – те же питательные смеси.

Чем именно кормить

Что можно есть в таком юном возрасте? В этом вопросе мнения различных диетологов могут расходиться. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что необходимо кушать смеси на основе овощей или пить овощные соки. Другие склоняются в пользу соков и пюре на основе фруктов.

Будьте внимательны! У малыша возможно с непривычки возникновение аллергической реакции. По этой причине начинаем прикорм с небольших порций – нужно дать время его организму для адаптации к более твердой пище по сравнению с молоком.

Основные правила

  1. Начинайте с какого-то одного конкретного продукта. Зачем это нужно? Данный метод позволит своевременно выявить тот продукт, который вызывает аллергию у малыша, и, соответственно, исключить его из питания на неопределенный срок. Начинайте кушать по чуть-чуть.
  2. В случае, когда вы решаете начать процесс прикорма с фруктов, необходимо сначала кормить ребенка именно яблочным соком. Очень важно, чтобы этот сок был свежим и натурального происхождения. Магазинные варианты даже не рассматриваются! В случае если вы не заметите у малютки сыпи и диареи, то можно продолжить поить его соком (но первое время в небольших количествах!). По истечении первого месяца вы сможете давать вашему чаду уже по 30 мл этого напитка за один прием.
  3. Обратите внимание, что не стоит пытаться впихнуть в ваше золотце всю суточную норму сока за один раз! Кроме того, не забывайте о том, что нельзя перемешивать в процессе питания соки разных видов.
  4. Как правило, вначале малышу предлагают прикорм и лишь затем дают грудное вскармливание. В случае, когда ребенок не захочет съедать прикорм, необходимо в первую очередь покормить его грудью, а затем уже прикормом. Помните о правиле: не более одного нового продукта за сутки!
  5. Количество потребляемого каждого нового продукта в течение недели доводят до полноценной порции. Далее появляется возможность добавить в рацион второй продукт, так же осваивая его в течение недели. А уже на третьей неделе вы сможете чередовать эти продукты между собой. При этом, разумеется, посматривайте на его реакцию на все эти продукты!
  6. По достижении младенцем возраста четырех месяцев у родителей появляется возможность делать для своего чада овощное пюре. Обратите внимание, что оно свободно продается во многих продуктовых магазинах в специальных баночках из стекла. Помните о том, что питание фабричного производства не нуждается в дополнительной подсолке и добавлении масла. Сахар добавлять также не стоит.
  7. Если вы увидите в составе той или иной смеси такие ингредиенты, как томаты, чеснок, лук, различного рода специи, то не стоит покупать подобный продукт. Дело в том, что врачи против того, чтобы дети употребляли еду с подобными компонентами.
  8. Существует мнение, что адаптировать малыша к пюре из овощей весьма непросто. Дело в том, что пюре из овощей содержит гораздо меньше сахара, чем женское молоко, поэтому для ребенка оно будет весьма непривычным на вкус. В некоторых случаях появляется необходимость скармливать новое блюдо по нескольку раз, до тех пор, пока ваше чадо к нему не привыкнет окончательно.
  9. Не допускайте очень грубую ошибку – не стоит прикармливать малютку кашей! В противном случае, став старше, ваше чадо может не воспринимать овощи как аппетитную еду.
  10. Необходимо считаться с тем фактом, что именно от результатов первого прикорма будет зависеть во многом то, как сложатся дела с последующим питанием вашего ребенка. Если вы не будете тщательно выбирать для него пищу, будете кормить всем подряд без разбора, то в старшем возрасте получите больного и имеющего предпосылки к ожирению ребенка.
  11. Для первого прикорма вам прекрасно подойдут следующие овощи: капуста, кабачок, картофель. Почему именно они? Дело в том, что именно эти овощи менее аллергенны по сравнению со всеми остальными. Спустя некоторое время можно добавить в этот список ещё и морковь со свеклой.

В качестве заключения хочется ещё раз напомнить основные моменты относительно того, можно ли давать ребенку в возрасте около четырех месяцев дополнительный прикорм? И если можно: какой именно, как часто и в каких количествах? Все эти вопросы, безусловно, очень беспокоят молодых мам, которые боятся сделать неверный шаг, и тем самым навредить здоровью своего ребенка.

Итак, давать прикорм своей малютке можно, начиная с четырех месяцев. Но стоит относиться к этому вопросу с максимальной осторожностью и вдумчивостью. Ведь малейший перебор с количеством порций – и вот уже у малыша начинает развиваться аллергическая реакция. Кроме всего прочего, она ещё очень опасна теми осложнениями, которые могут появиться и развиваться в более позднем возрасте. Здесь, как говорится, актуален посыл «берегите здоровье смолоду»!

Как всегда, хотим пожелать нашим читателям терпения, внимательности к своим чадам, любви, заботы и тепла. Наши дети – это самое ценное, что у нас есть. Берегите их, и они через время будут оберегать вас и заботиться!

В дополнение к одному из кормлений. В питание ребенка в 4 -х месячном возрасте уже можно добавлять фруктовую мякоть и овощной суп. Переходить на эти продукты следует постепенно, учитывая вкус ребенка и его восприятие новых блюд.

Родители не должны удивляться, что мы придаем такое большое значение вкусам и индивидуальным реакциям младенца. Это делается не случайно. Таким образом выполняется важные воспитательные задачи: бережное отношение к личности каждого ребенка. Это не значит, что надо удовлетворять все его желания или предлагать новую пищу со страхом и сомнениями.

Соблюдение правил

У матери должен быть соответствующий запас терпения, когда она вводит что-то новенькое в питание или в жизнь ребенка. Слепое соблюдение правил, принуждение ребенка в подавляющем большинстве случаев приводит к расстройству аппетита в и расстройству всего поведения у старших детей. Поэтому, когда ребенок отказывается от определенного фруктового или овощного пюре, не следует его кормить насильно. Надо считаться с тем, что при вполне нормальном аппетите обязательно один продукт будет нравиться малышу больше, а второй ему вовсе не будет нравится. Если ребенку дают возможность «выбирать», то есть проявлять свои вкусы, то можно быть уверенным, что когда он вырастет, у него будет В грудном возрасте благодаря питанию проявляются черты будущей личности.

Переход на 5-разовое питание у детей, которых еще кормят 6 раз в сутки, может произойти само собой: ребенок просто не просыпается для последнего кормления. Детей которых , достаточно изменить рацион — увеличить перерыв между кормлениями на полчаса-час и давать им есть не через 3 часа, а через 3.30-4.

Как приспособить растущими потребностями младенца? До тех пор, пока ребенок доволен, не нужно ничего делать. Тот же режим питания матери, и сама техника кормления ребенка вполне обеспечат бесперебойное поступление нужного количества молока. Если ребенок, сосет материнскую грудь, надо переводить на 5-разовое кормление постепенно, не ускоряя этот процесс. То, что ребенок систематически сосет грудь, и является лучшим стимулом для регулирования работы молочных желез. Когда мать начинает подкармливать младенца овощным супом, ее молоко все равно остается необходимым для ребенка. Овощные супы имеют низкую калорийность, а дополнительное сосания груди устраняет этот недостаток.

Для ребенка, которого кормят грудью, фруктовые соки и пюре не так уж крайне необходимы, как для того, который принимает . Материнское молоко универсальное, оно дает малышу все, что требует его организм. Поэтому, пока ваш ребенок хорошо сосет и набирает вес, ничего в его питании не стоит менять. Суточный рацион остается прежним относительно веса тела (около 150 мл на 1 кг).

Когда можно отлучать ребенка от груди?

Ценность кормления грудью заключается не только в том, чтобы накормить ребенка, но и в том удовольствии, которое оно дает матери и ребенку.

Определенных сроков отлучение младенца от груди нет. Только серьезные причины могут толкнуть мать на такой шаг. Когда-то младенцев кормили грудью минимум 1 год. Всемирная Организация Здравоохранения и авторитетные педиатры рекомендуют делать это как можно дольше, поскольку материнское молоко-единственное средство для нормального развития и предотвращения заболеваний детей в семьях.

Кормление грудью — залог того, что ребенок вырастет здоровым и гармонично развитым. Раннее отлучение от матери может быть опасным для них обоих, особенно в том случае, когда мать не знает правил рационального питания маленького ребенка и не может приобрести необходимых для этого продуктов.

В пользу того, чтобы матери старались позже переводить своих детей на искусственное вскармливание, говорят и такие соображения: если ребенок развивается хорошо, а мать имеет возможность кормить его в том режиме, к которому они оба привыкли.

Желательно, в питании ребенка в 4 месяца чтобы каждая мать давала грудь минимум 3 месяца, а если можно, то 6-9 месяцев. Для детей, которые хорошо развиваются, можно сохранить кормления грудью до 1 года.
Рекомендуется отлучать от груди постепенно, в течение нескольких недель, тогда мать легче переносит отлучение, а ребенок мало-помалу привыкает к бутылочке. Благодаря этой осторожности можно избежать расстройств пищеварительной системы ребенка (рвота, беспокойство, исчезновение аппетита, поносы).

Как разнообразить пищу

Вместе с молоком где-то между 3 и 4 месяцами ребенку можно вводить в пищу плотные (густые) блюда, ведь на это время он уже способен переваривать и другие продукты. Новая пища даст младенцу витамины, минеральные соли и целлюлозу, а благодаря своей плотности она бесспорно «сытнее». Кроме этого, малыш привыкает есть с ложечки. Для ребенка, которого кормят грудью, пищу следует разнообразить только после 4-го месяца. До того ему дают только фруктовый сок.

Первое кормление густым блюдом вносит в жизнь и матери и ребенка существенные изменения. Новое блюдо надо давать медленно и терпеливо. Ребенку нужно помогать, пока он привыкнет к вкусу и консистенции нового продукта. Не сразу, а постепенно младенец приучается есть пищу от кончика языка к горлу, жевать ребенок еще не умеет, ведь до сих пор он только сосал, так и теперь он «работает» языком, как во время сосания.

Случается, ребенок теряет терпение, начинает плакать, но мать не должна смущаться. Матери следует знать, что вначале ребенок почти все выбрасывает изо рта, пока научится есть по новому. Если мать будет терпеливо снова и снова кормить малыша, ему в конце концов удастся что-то задержать во рту и проглотить. Когда ребенок очень нервничает и попытки накормить его новым блюдом не увенчались успехом, нужно на время отказаться от этого. Но через несколько дней начать все снова. Мать не должна терять смелости, терпения и надежды!

Плотность первого прикорма

Плотность первого пищевого продукта должна соответствовать зрелости ребенка, его возраста и умения жевать и глотать. Начинают прикорм с малой плотности, постепенно уплотняя блюдо. Например тертое яблоко сначала разводят соком, при необходимости яблоко подслащивают сахарным сиропом. Новое блюдо дают сначала как приложение к кормлению молоком, но предлагают его младенцу перед кормлением (при этом пользуются пластмассовой или металлической ложечкой с закругленным концом).

Когда ребенок научился глотать, желательно, чтобы новое блюдо он потреблял охотно. Поэтому мы считаем, что самым лучшим вариантом для этого есть тертое или печеное в духовке яблоко. Начинают с одной ложечки, постепенно увеличивая порцию в течение нескольких дней до 6-8 ложечек (ЗО-40 г). Впоследствии к яблоку добавляют толченые сухари из белого хлеба (или бисквиты), распаренные в чае или молоке, — особенно важна такая добавка для худых детей, которые плохо развиваются.

Употреблять надо только доброкачественные фрукты (лучше сорт Джонатан), спелые, не очень кислые и с меньшей емкостью целлюлозы. Если в продаже есть бананы, их тоже хорошо использовать для прикормки. Мы повторяем, что для детей, которые развиваются медленнее, фрукты могут быть только дополнением к кормлению молоком.

Здоровым детям, которые, однако, имеют склонность к запорам, можно давать пюре из овсяных хлопьев с фруктами. Можно использовать спелые бананы (с желтой кожурой); банановую мякоть разминают вилкой, пока она не станет однородной пастой. Чтобы она была не такая густая, подливают немного любого растительного чая (тминовый или анисовый)..

Какие фрукты и овощи следует давать ребенку и в каком виде?

В зависимости от времени года и от того, насколько сформированы пищеварительные органы, ребенку можно давать: яблоки, морковь, персики, абрикосы (осторожно), малину, чернику, смородину, землянику. Миксер или соковыжималка намного облегчают работу матери, если же их нет, то фрукты мелко секут и перетирают через сито, кроме яблок, которые трут на терке.

Когда начинают прикорм, первый раз дают одну ложечку (так делают каждый раз, когда вводят в меню ребенка новый фрукт или овощ). Дают его в течение 4 — 6 дней. Выяснив за этот срок, хорошо ли ребенок переносит новое блюдо, можно кормить этим фруктом попеременно с другими, к которым ребенок уже привык. У многих детей все фрукты и овощи, кроме яблок, моркови и бананов, вызывают смягчения стула кишечника.

Можно пользоваться фруктовыми консервами? Специально изготовленные фруктовые пюре очень удобные для потребления, но они не всегда бывают в продаже. их можна давать ребенку не боясь. На этикетках обязательно должны быть пометки: Для младенцев и обусловлен возраст, с которого можно их давать. С-4-месячного возраста можно кормить морковным, яблочным и банановым пюре.

Фрукты, которые нельзя давать младенцу. Не рекомендуем кормить маленьких детей сливами и черешней, они вызывают боль в животе и понос. Осторожно надо давать груши, виноград (расстройства кишечника), клубника (аллергические высыпания).

Как давать овощи

Если младенец воспринимает и хорошо переваривает фрукты (сок плюс тертое яблоко; сок плюс тертое яблоко плюс толченые бисквиты или сухари), то в его режим питания начинают добавлять овощной суп. Детям с заметной склонностью к запорам или ожирению овощной супчик дают как можно раньше. Готовят его так: сначала кладут в кастрюлю морковь и варят ее полтора-два часа (можно еще положить маленький пучек петрушки или сельдерея).

Морковь хорошо воспринимает любой ребенок, ведь этот овощ содержит пектины, защищающие от поносов, много минеральных солей и витаминов). Для приготовления супа берут 4-5 морковок средней величины, 1 пучек петрушки, тщательно моют и чистят. Заливают 1 литром воды и варят, пока овощи становятся совсем мягкие. После этого морковь протирают через густое сито. На 150 мл овощного отвара кладут 10 ложечек протертой моркови (50 г) и еще раз кипятят (5 минут). Некоторые дети любят, чтобы супчик был подслащенный.

Через 2-3 недели, если ребенок не набирает вес, к супу добавляют 5-10 г сливочного масла или 15-20 г молочной шкурки (из молока, сваренного для взрослых). Овощной суп можно обогатить и манной крупой (1 чайная ложечка на 100 мл жидкости).

Другие овощи в прикорм

Впоследствии к овощному супу добавляют еще и другие овощи: картофель, кабачки, помидоры, лук, зеленый горошек, зелень петрушки. Сварив овощи, их протирают через сито, доводят отвар до нужной густоты и кипятят не более 5 минут. До 4-5-месячного возраста рекомендуется, чтобы в супе было больше моркови для старшего ребенка можно уже готовить картофельное пюре (младенцы его едят заметно охотнее, чем другие овощи).

Чтобы блюдо было вкуснее и питательнее, к овощам добавляют свежее сливочное масло и молоко или молочную шкурку. На 100 мл жидкости (овощного отвара) берут: 2 части моркови плюс 1 часть картофеля плюс 5-10 г масла. Между 3 и 4 месяцем, кроме овощного супчика, дают еще и молока (прикладывают к груди или вскармливают 100-150 мл молочного препарата, который ребенок получает во время других кормлений). Таким образом предотвращают недоеданию.

Многие младенцы отказываются от овощного супа, и матерям тоже хочется не тратить времени на эти блюда, которые ее ребенок принимает так неохотно. Но мы советуем повторно давать овощи, чтобы в конце концов приучить ребенка к этой пище, потому детский организм непременно нуждается в веществах, содержащих овощи. Если младенец категорически не хочет есть овощного супа, нужно переждать 6-7 дней и начинать снова: на первый раз готовят морковное пюре, приправленное лимонным соком или щепоткой сахара. Немало детей лучше едят морковное пюре, если его разводят овощным отваром (1 часть пюре плюс 1 часть жидкости) и дают сосать через соску с большим отверстием.

Когда ребенок привыкнет есть овощные пюре, супы становятся насыщенными и полезными, но не стоит заставлять младенца есть смеси, которые ему не нравятся. Мы считаем, что супчик следует готовить из нескольких видов овощей, но протирать через сито только один (картофель или морковь). Так испытывается восприимчивость пищеварительных органов ребенка к определенным овощам. Главная цель применения овощных супов — по возможности быстрый переход от супа до пюре, — ведь именно это блюдо покрывает пищевые потребности ребенка старшего грудного возраста.

Овощные консервы

Последние годы у нас в продаже появляются препараты овощного порошка, иногда в смеси с фруктовым (яблоки, бананы, персики) или с мукой (пшеничной, рисовой). Эти порошки высыпают в молоко и варят несколько минут. Но куда чаще бывают в продаже овощные пюре в бутылочках, специально для младенцев. Кормить ими очень просто — нужно только подогреть перед употреблением. Бутылочку открывают и ставят в кастрюлю с горячей водой, еда маленького ребенка всегда должна быть подогретой.

Питание ребенка в 4 месяца очень разнообразно: один ребенок съедает всю порцию за один раз (150 г), другой едва выест половину. Иногда и сам ребенок по-разному воспринимает ту же пищу в разные дни. Наконец у каждого ребенка свой вкус: одно блюдо он ест охотно, второе — без особого желания, а от третьего может отказаться вообще. Если родители учитывают то, какую пищу ребенок предпочитает, то он всегда будет есть с удовольствием, если же его заставляют есть то, чего он не любит, то он начнет отказываться от всего.

Опорожнения кишечника

На четвертом месяце жизни у ребенка ежедневно бывает 1-4 опорожнения кишечника. В связи с изменениями в питании калл содержит остатки овощей. Однако это вовсе не означает, что ребенок плохо их воспринимает. Опорожнение кишечника не происходит в какие-то определенные часы.

Четырехмесячный малыш становится более внимательным, активным и жизнерадостным. Он меняется физически и эмоционально, радуя родителей новыми навыками и достижениями. Чему научился младенец к 4 месяцам и как можно помочь развитию карапуза этого возраста?


Одной из самых больших радостей в этом возрасте является переворачивание

Физиологические изменения

  • У 4-месячного малыша значительно укрепляются мышцы спины и улучшается их координация, в результате чего ребенок учится переворачиваться. Тем не менее, сидеть кроха еще не может, поэтому усаживать его с поддержкой в виде подушек не рекомендуется.
  • Многие рефлексы, характерные для новорожденного, уже исчезли или начали угасать, например, рефлексы ползания и Моро. Гипертонус рук уже полностью пропал, а в ногах еще сохраняется.
  • Слезные железы ребенка начинают свою работу, поэтому при плаче у малютки уже появляются слезы.
  • Зрение малыша начинает воспринимать все больше цветов. Крохе по нраву чистые тона желтого, красного, синего и зеленого. Если у ребенка после родов присутствовало косоглазие из-за слабости глазных мышц, к 4 месяцам оно должно пройти, поскольку мышцы глаз укрепляются.
  • Слух ребенка также активно развивается. Услышав звуки, кроха поворачивается в их сторону. Малыш уже умеет отличать голоса близких от голосов незнакомцев. Слыша музыку, карапуз начинает покачивать головой в такт. Крохе больше нравятся ритмичные мелодии с низкими тонами, чем высокие тона.
  • Работа пищеварительной системы младенца уже наладилась и стала более стабильной, колики у большинства деток уже прошли.
  • У некоторых малышей усиливается образование слюны, однако это связано не с появлением первых зубов, а с постоянным нахождением рук и разных предметов во рту младенца, которые он изучает таким образом.
  • Волосы и ногти малыша 4 месяцев растут очень быстро.

В эмоциональном плане кроха этого возраста становится более развитым и сильно нуждается в общении со взрослыми. Среди всех людей малыш особенно выделяет маму и реагирует на ее настроение. Если мамочка грустит, младенец будет это чувствовать, а на мамину улыбку непременно ответит собственной очаровательной улыбкой.


Улыбка ребенка очаровывает родителей

Физическое развитие

Так как двигательная активность 4-месячного малыша еще невысокая, прибавка в массе в этом возрасте довольно большая и составляет около 750 грамм. Рост крохи становится больше на 2,5 см, а окружности головы и грудной клетки в этом возрасте становятся одинаковыми (к пятому месяцу грудная клетка становится больше обхвата головы).

Хотя все детки развиваются по-разному, средние показатели для большинства младенцев этого возраста и границы норм помогают выявить, нормально ли растет младенец и не следует ли обратить внимание педиатра на превышение или уменьшение какого-то из параметров физического развития. Нормы для 4-месячных малышей мы представили в таблице:

Что малыш умеет?

  • Лежа на животе, кроха уверенно удерживает свою голову и рассматривает все вокруг. Мало того, младенец уже может приподнимать вместе с головой всю верхнюю часть тела и опираться на ладошки.
  • К четырем месяцам младенец освоил перевороты на животик с положения на спине. Некоторые малыши даже научились переворачиваться обратно и пытаются ползать на животе, помогая себе ножками.
  • Лежа на спине, кроха научился приподнимать голову вместе с плечевым поясом. Это первые попытки младенца садиться.
  • Малютка уже неплохо управляет своими руками. Во время кормлений ручки ребенка часто обнимают грудь мамы или обхватывают бутылочку. Пребывая в кроватке, кроха уже уверенно ухватывает руками предметы, которые висят над ней (игрушки мобиля).
  • Во время игр ребенок улыбается и часто смеется. Ребенок в возрасте 4 месяцев очень эмоционален, он может как радоваться, так и огорчаться или обижаться.
  • Гуление четырехмесячного младенца довольно длительное. Вы услышите от малютки звуки «а», «о», «б», «п» и «м». Некоторые малыши даже научились их связывать в слоги.


Представленные показатели нормы являются лишь ориентиром

Отметим, что каждый младенец развивается в своем темпе и одни навыки у карапуза могут появиться раньше, а другие – чуть позже, чем у сверстников. Тем не менее, есть умения, отсутствие которых в 4-месячном возрасте должно насторожить родителей. Обратитесь к педиатру, если малыш:

  • Не хватает предметы и не удерживает их в ручке некоторое время.
  • Не приподнимается с опорой на руки, когда лежит на животе.
  • Не научился переворачиваться на живот.
  • При вертикальном положении (когда родитель поддерживает под мышки) не опирается ногами о поверхность.
  • Когда подтягивают за обе ручки, головка ребенка отклоняется назад.
  • Не проявляет каких-либо эмоций и не реагирует на общение с людьми.

О том, стоит ли беспокоиться, если есть отклонения от норм, смотрите в видео доктора Комаровского.

О том, что, согласно нормам, должен уметь ребенок в 4 месяца, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Занятия для развития

  • Подвешивайте над ребенком яркие игрушки так, чтобы кроха мог ухватить их ручками. Отлично, если такие игрушки будут иметь разную фактуру или издавать звуки.
  • Вкладывайте в ручки ребенка погремушки разного размера и разной формы. Предложите крохе потрогать не только погремушки, но и мягкую игрушку, небольшую куклу, музыкальную игрушку с кнопочками, резиновую пищалку и другие предметы.
  • Играйте с младенцем в «прятки». Спрячьте свое лицо за носовым платком, затем откройте лицо и скажите «ку-ку». Также можете закрывать своими руками свои глаза, а потом закрывать своими руками глазки малыша. Крохе непременно понравятся все варианты игры.
  • Поиграйте с младенцем в «сороку-ворону». Так как на ладошке есть центры, стимулирующие работу кишечника, такая игра будет полезна не только для мышц руки, но и для пищеварения.
  • Пускайте мыльные пузыри и пусть кроха наблюдает за их медленным полетом.
  • Наденьте на одну ножку младенца носочек яркого цвета, чтобы карапуз захотел его ухватить. Также можете привязать к ножке младенца колокольчик. Обязательно похвалите кроху, когда ребенок достанет носок или колокольчик.
  • Для лучшего физического развития и тренировки координации возьмите младенца за ручки, поднимайте их вверх, а затем опускайте вдоль тела вниз. После этого скрещивайте руки на груди и разводите их в стороны.
  • Во время гимнастики, массажа и любых других дел вместе с ребенком напейте песенки и проговаривайте детские стишки, а укладывая малютку спать, напевайте колыбельную или рассказывайте сказку.
  • Стройте с крохой «диалоги», чтобы малютка учился подражать вашей речи. Проговаривайте разные слова так, чтобы младенец видел вашу мимику. Также важно повторять за малюткой звуки, которые произносит ребенок.


Детям в 4 месяца в первую очередь необходима забота и любовь мамы

Попробуйте провести с ребенком занятие «Червячок», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Уход

Утро четырехмесячного ребенка, как и ранее, начинается с гигиенических процедур. Умывайте младенцу лицо и вытирайте глазки, очистку ушей и носика проводите при необходимости. Подстригать ногти в этом возрасте приходится достаточно часто, поскольку они быстро растут, а младенец постоянно засовывает ручки в рот.

Гулять с 4-месячным карапузом следует дважды в день, ориентируясь на погодные условия. В летний период длительность прогулок может составлять до 6 часов. Зимой советуют выходить на прогулку на 1-2 часа. Воздержаться от нее следует лишь при сильном морозе, ливне или порывистом ветре.

Гимнастику и легкий массаж рекомендуют делать ребенку дважды в день. Сначала уложите кроху на спинку, возьмите за ручки и сделайте ними круговые движения. Затем поверните младенца на один бок и на другой, после чего возьмите ножки карапуза и подвигайте ими. Далее кроху нужно повернуть на живот, и в этой позе сгибать и распрямлять его ножки.


Гимнастика и массаж помогут развитию вашего ребенка

В процессе массажа стоит использовать потешки.






Техника массажа в 4 месяца подробно показана Николаем Никоновым – ведущим врачом и массажистом России в следующем видео.

Для улучшения засыпания следует создать определенный ритуал, который будет настраивать младенца на ночной сон. В этот ритуал может входить купание, поглаживание тела ребенка, кормление, колыбельная или сказка. Повторяйте такой ритуал ежедневно, не пропуская его элементы.

Помните о правилах безопасности и не оставляйте кроху одного, ведь многие малыши в 4 месяца уже научились переворачиваться, а те, которым это еще не удалось, могут порадовать новым навыком в любой момент.

О том, что в первую очередь необходимо малышу в 4 месяца, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.


В 4 месяца достаточно легко можно наладить режим кормлений

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм . Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г.

Не забывайте разнообразить день крохи различными потешками. Одна из них представлена Татьяной Лазаревой в следующем видео.

Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

Ребенку исполнилось 4 месяца. Четырехмесячный кроха стал более активным, эмоциональным и подвижным. У него увеличивается тактильная чувствительность, малыш сосредоточен при прикосновениях и улыбается при щекотании. Во время бодрствования грудничок внимательно изучает всё вокруг. Рассмотрим более подробно физическое и психическое развитие.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

Двигательная активность младенца на данном этапе еще ограничена, ведь большую часть времени он проводит лежа на спине. Поэтому прибавка в массе за предыдущие четыре недели произойдет сравнительно большая – около 0,7 – 0,8 кг. Вырастает кроха за предыдущие недели на 2,5 см – 3 см, и многая одежда становится ему уже мала. Окружность грудной клетки и головная окружность уже почти уравнивают свои показатели и уже к пятому месяцу грудная клетка станет в обхвате слегка больше, чем голова.

Таблица показателей средних величин физического развития

Важно! Хотя каждая мама знает, что её младенец развивается по своему индивидуальному темпу, стоит все же обращать внимание и на средние параметры большинства грудных детей данного возраста. Границы норм позволяют выявить, есть ли отставание в развитии, и не следует ли обратить внимание на корректирование одного или нескольких показателей физического развития (наиболее важны для оценивания рост и вес).

Основные навыки ребенка в 4 месяца

Время Элемент режима Примерная длительность
6.00 Кормление, умывание, утренний туалет (смена подгузника) 30 мин.
6.30 – 7.30 Бодрствование, легкая гимнастика 1 час
7.30 – 9.30 Утренний сон 2 часа
9.30 Кормление 30 мин.
9.30 – 11.00 Бодрствование, игры, утренняя прогулка 1,5 часа
11.00 – 13.00 Дневной сон 2 часа
13.00 Кормление 30 минут
13.30 – 14.30 Бодрствование, массаж, гимнастика 1 час
14.30 – 16.30 Дневной сон на свежем воздухе 2 часа
16.30 Кормление 30 мин.
17.00 – 18.00 Бодрствование, игры 1 час
18.00 – 19.30 Вечерний сон 1,5 часа
19.30 – 20.00 Бодрствование после пробуждения, общение с мамой 30 мин.
20.00 Кормление 30 мин.
20.30 Купание, подготовка к ночному сну 30 мин.
20.30 – 6.00 Сон 8 – 9 ч.

Пять секретов хорошего сна для грудничка

Ближе к полугоду малыши начинают активничать по времени больше, чем прежде, перевозбуждаться днем от событий и эмоций, что часто приводит к нарушениям сна. Маме приходится искать оригинальные способы помочь своему крохе, когда он не может уснуть. Ниже приведены несколько советов, которые помогут уложить маленького непоседу спать.

1. Ежедневные прогулки

Сон на свежем воздухе приходит к малышам очень быстро – легкое покачивание коляски, шум деревьев, ветерок… И кроха через 10 минут уже сладко сопит. Как правило, на улице дети спят дольше, чем дома. Перед прогулкой можно покормить вашего крошку. Сытый карапуз быстрее засыпает и лучше спит.

2. Активные игры

Здоровая усталость днём будет способствовать крепкому и здоровому сну. Поиграйте с дочкой или сыночком около часа в различные веселые игры – «Сорока – белобока», «Коза рогатая», попрыгайте вместе на фитболе. Затем постепенно снижайте темп игры на спокойный, и через 20-30 минут выходите на прогулку. Обычно после активного общения кроха испытывает сонливость и охотно засыпает в коляске.

3. Купание перед сном

На ночной сон грудничков укладывать тяжелее всего – именно в вечерние часы одолевают капризы, но засыпать грудной ребенок никак не хочет. В этом случае поможет купание непосредственно перед сном в теплой воде с успокаивающими травами (лавандой, валерианой, можжевельником). Вода «окутывает» и расслабляет младенца, после купания он крепко засыпает.

4. «Одновременное дыхание»

Умиротворенная мама и её спокойное сердцебиение могут успокоить разгулявшегося карапуза. Лягте вместе с крохой на кровать или возьмите его на руки. Постарайтесь дышать в такт со своим чадом, подстраивайтесь под его ритм дыхания. Подышите вместе 1-2 минуты, а затем попробуйте отрегулировать свое дыхание, сделав его таким, какое оно у вас во время отдыха и сна – спокойным и глубоким. Через пару минут младенец начнет дышать с мамой в такт и уснет.

5. Эмоциональное состояние

Обязательно нужно обращать внимание на поведение грудничка, его настрой. Если кроха начинает капризничать после долгого бодрствования – это первый признак того, что он устал и уже готов ко сну. И наоборот, если младенец отказывается спать, или же промежуток времени, которое мама тратит на то, чтобы уложить его, по продолжительности больше, чем сам сон, то ребенка необходимо укладывать позже.

На заметку! Важно помнить – когда спокойны вы, спокоен и ваш кроха. Маленькие дети очень чутко реагируют на изменение эмоционального состояния мамы. Попробуйте забыть о делах, которые предстоит сделать, и сосредоточиться на сне вашего любимого чада.

Питание младенца – на что обратить внимание маме

При поддерживаемом мамой вскармливании грудью на четвертом месяце ребенок продолжает получать в полном объеме материнское молоко. Количество кормлений в сутки при режиме по требованию может доходить до десяти, в случае режима по часам – до 5-6. При хорошем наборе веса, учитывая правильное и здоровое, полноценное развитие малыша, введение прикорма на данном этапе не требуется. Грудное молоко как минимум до достижения младенцем 6 месяцев полностью удовлетворит потребности его растущего организма в питательных веществах.

Обратите внимание! Всемирная Организация Здравоохранения советует кормящим мамам сохранять грудное вскармливание в течение всего первого года жизни малыша.

У младенцев на искусственном вскармливании другая ситуация: уже к 4 месяцам у них усиливается секреция соляной кислоты, формируется местный кишечный иммунитет и увеличивается активность пищеварительных ферментов. К этому периоду растут потребности организма малыша в белках, минеральных солях и витаминах, что невозможно удовлетворить только лишь за счет питательной смеси. Поэтому к 4 – на ИВ можно постепенно адаптировать к употреблению пищи с более плотной консистенцией, т.е. вводить первый прикорм.

С чего лучше начать введение прикорма?

Для первой порции прикорма в 0,5 ч.л. подойдут овощное пюре или каша. Выбор конкретного продукта для пробы зависит от самочувствия младенца и особенностей его неокрепшего организма.

Каша С каши начинают прикорм в том случае, если у крохи наблюдается недобор веса или он страдает частым расстройством стула. Это должен быть безмолочный продукт, не содержащий глютен. Легко усваивается каша из гречневой крупы (предназначенная для раннего детского питания), далее «по рейтингу» идут рисовая и кукурузная каши.
Овощное пюре С овощным пюре начинать знакомство стоит здоровому ребенку, а также в тех случаях, когда у грудничка избыточный вес, либо имеется склонность к запорам. Хорошо подойдут для пробы цветная капуста, либо брокколи или кабачок. Овощи дети едят с меньшей охотой, чем каши, поэтому маме стоит набраться терпения. В случае отказа грудничка пробовать пюре, можно повторить попытку освоения нового блюда спустя пару-тройку дней.
Фруктовое пюре Однокомпонентные пюре из фруктов прекрасно утоляют голод и дают малышу больше энергии. В срок 4 – 4,5 месяцев карапузу можно предложить пюре из чернослива, слив, персиков. Такое нововведение в меню позволит крохе справиться с задержкой стула благодаря клетчатке и пектиновым веществам.

Новый продукт вводить в меню грудничка нужно преимущественно в первой половине дня, чтобы до конца суток можно было проследить реакцию малыша. В случае удачной попытки порция постепенно увеличивается с половины чайной ложки до целой. За 5 – 7 дней порция доводится до возрастной нормы в 50 – 100 г и заменяет собой одно из предшествующих кормлений смесью. Через 10 – 14 дней можно пробовать добавлять в качестве прикорма следующий продукт. В итоге к концу месяца режим кормления может выглядеть примерно так:

Упражнения с крохой

Укрепляющую гимнастику можно проводить с малышом в том случае, если у него полностью ушел гипертонус. Обычно это бывает в период до 3,5 – 4 месяцев. Гимнастика включает в себя различные сгибания и разгибания частей тела, стимулирование к ползанию и переворотам, выкладывание на фитбол. Если ваш юный спортсмен не выдерживает 10 минут упражнений, гимнастику можно выполнять понемногу в течение дня, разделив занятия на 2-3 минутные части.

Особенно эффективны в данном возрасте упражнения:

  1. катание на мяче – малыша нужно положить животиком на фитбол, и стать с ним рядом, придерживая за ручки. Попробуйте слегка попружинить, покачать мяч. Карапузу будет весело, а тем временем у него задействуются все мышцы тела;
  2. велосипедисты – одну ножку малыша вытягиваем вперед, а вторую в этот же момент сгибаем в колене. Затем наоборот. Повторить упражнение 4-6 раз. Такой прием с ножками напоминает движение на велосипеде. Обязательно сопровождайте занятие музыкой, потешками, и не забывайте следить за реакцией крохи;
  3. обнимашки – возьмите грудничка за ладошки и направьте правую ладонь к левом боку, а левую – ко второму боку, как будто кроха обнимает сам себя. Затем повторите объятия, только пусть сверху теперь окажется другая ладошка. Повторите несколько раз.

С четырех месяцев можно активно приучать малыша к утренней зарядке в игровой форме. Чтобы каждый день у крохи начинался с хорошего настроения и заряда энергии, маме можно с младенцем делать легкую гимнастику. Это благоприятно влияет и на физическое развитие, и на эмоциональное, уверяют психологи. Например, вот такая зарядка – пятиминутка со стихотворением станет отличным подспорьем для первых упражнений с грудничком:

Мышки возле грядки делали зарядку (ручки малыша поднимаем вверх, затем опускаем вниз ),

Лапки вверх подняли, кошку увидали (держа за ручки, повороты на бочок) .

Кошка, кошка, брысь, брысь! (скрещиваем ручки перед грудью) .

К нам ты, кошка, не крадись! (круговые повороты ручками в локтях) .

Мы мышата сильные, сильные, спортивные (поза силача) .

Мышки, мышки, не кричите, мышки, мышки, подскажите (ручки в стороны и к себе) ,

Расскажите вы котяткам, как же делать им зарядку (ручки в стороны и к себе) .

Раз, два, три, четыре (ручки вверх в стороны, к себе, вниз) ,

Лапки – выше, затем – шире, а теперь опустим вниз, и тихонечко крадись (ручки по бокам) .

Побежали, побежали, ох, как мышки мы устали (ножки, согнутые в коленях, по очереди сгибаем и разгибаем) .

Вот спасибо вам, мышатки, расскажу я все котяткам.

Массаж для укрепления здоровья ребенка

Массаж дает нагрузку на мышцы, поэтому проводить его без назначения врача стоит с большой осторожностью, буквально на весу кончиками пальцев. Сочетать массажные движения лучше всего с гимнастикой, но обязательно спустя час после приема пищи ребенком. Маме нужно смазать руки детским кремом или персиковым маслом, и приступать к массажу. Массировать кроху всегда нужно сверху вниз: шейка, спинка, ягодицы, ножки, и в завершение – грудная клетка и ручки.

  • Положите грудничка на животик. Начинайте делать поглаживающие движения шеи и плеч, для удобства работая указательными пальцами. Массируйте область вдоль позвонков от головы к спине 5-7 раз.
  • Спинку нужно гладить от ягодиц к плечикам 5-7 раз. Область позвоночника старайтесь при массаже избегать. После поглаживания можно слегка пройтись ребрами ладоней по тем же линиям. Легким растирающим движением размять всю спинку. Затем легонько похлопать, двигаясь снизу вверх. Массаж спины закончить нежными поглаживаниями.
  • Ягодицы малыша массируются так же, как и спинка, только добавляется разминание твердой стороной согнутых пальцев с небольшим усилием.
  • Ножки грудничка энергично поглаживаются массажными движениями от пятки к ягодицам. Массаж нужно делать попеременно, – завершив разминание одной ножки, переходить к следующей.
  • Грудка поглаживается движениями подушечек пальцев. Область молочных желез при массаже остается нетронутой. Погладьте животик вашего чада по часовой стрелке вокруг пупка. Второй и третий круги выполняйте с небольшим пощипыванием, затем снова легкое поглаживание.
  • Ручки массажируются от ладоней к плечикам поглаживающими движениями. Затем можно слегка пощипать, создать вибрацию подушечками пальцев. В завершение – снова поглаживание.

И может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.

Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.

Физическое развитие

Так как ребёнок ещё не особо двигается и растрачивает энергию, прибавка в весе всё ещё значительная, хоть и меньше, чем в предыдущие месяцы. С момента рождения малыш набирает около трёх кило. Рост увеличивается на 2 — 3 сантиметра за месяц.

Для более точного определения веса и роста, характерного для гармоничного развития, у педиатров существуют специальные «центильные» таблицы.

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, .

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит .

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Новорождённый ребёнок владеет определенными рефлексами, которые существуют до определенного возраста. Называются они транзиторными. Начиная с трёх месяцев, рефлексы начинают угасать.

Для каждого существует свой срок. У 3-месячного ребёнка уже не должно быть поискового, защитного, хоботкового и рефлекса Бабкина.

В 4 месяца угасают следующие рефлексы:

  • хватательный рефлекс . Если вложить в ручки младенца пальцы взрослого человека, малыш крепко их обхватит. Четырёхмесячный ребёнок уже осознает движения рук. Его захваты целенаправленны и контролируются самим малышом;
  • рефлекс ползанья . Если ребёнка выложить на живот и плотно прижать руки к подошвам его стоп, младенец будет рефлекторно отталкиваться. Этот рефлекс – основа навыка ползанья. При его стимулировании малыш немного раньше начнет развивать навык ползанья;
  • рефлекс Моро . Ребёнок вскидывает руки и делает обнимающие движения при резком звуке, ярком свете, или при воздействии каких-либо внутренних раздражителей. Именно из-за него, вскидывая ручки, просыпаются новорождённые, вынуждая даже самых ярых противников пеленания укутывать крох на ночь в пеленки.

Рефлексы не только угасают, но и появляются. Они называются установочными. К 4 месяцам формируется верхний рефлекс Ландау. Выражен он в том, что младенец, находясь на животе, приподнимает верхнюю часть туловища и удерживается в таком положении, опираясь на руки.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.

Лактационный криз третьего месяца позади, вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.

Если мама кормит младенца исключительно грудью, никаких прикормов в этом возрасте не вводится. Допаивать водой можно при лихорадке, рвоте и у ребёнка и в условиях жары.

При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.

Обязательно ознакомьтесь с подробной и содержательной статьёй детского доктора, которая отвечает на распространённый родительский вопрос, .

Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.

  • интерес младенца к взрослой еде;
  • ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
  • при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
  • удвоение веса с момента рождения;
  • малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
  • появление первых зубов.

Сон и режим дня

Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.

В большинстве случаев, всю ночь напролёт . Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.

Предлагаем вашему вниманию статью детского психолога, в которой рассматриваются основные и самые популярные .

Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.

Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.

  • массаж и гимнастика . Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
  • максимальный тактильный контакт . Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
  • игрушки . Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
  • речевое общение . Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
  • стишки-прибаутки, потешки . Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
  • «Ку-ку» . На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:

  • малыш не держит голову;
  • лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
  • ребебёнок не переворачивается;
  • не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
  • малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
  • не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
  • демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.

Во избежание лишних тревог или, напротив, нежелательного спокойствия узнайте, из статьи врача-офтальмолога.

Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.