Конспект занятия по лепке «Рельефная рыбка из соленого теста» (подготовительная группа). Лепка из соленого теста Лепка из соленого теста упражнения

Ульяна Ахматова

Цели и задачи :

продолжать закреплять навыки работы с соленым тестом на плоскости .

раскатывать пласт, пользоваться шаблоном (рыбки вырезаются из плотного картона) ;

работать стекой;

воспитывать аккуратность;

развивать творчество, фантазию.

Материалы и оборудование :

Соленое тесто (готовим заранее) ,картон, обтянутый фольгой (работаем именно на нем) , стеки, скалки, клеенки, образец изделия, шаблоны рыбок (можно 2-3 разных, дети выбирают по желанию) , подручные инструменты : формочки для вырезания (мы использовали маленькие формочки для печенья) , колпачки от фломастеров, кондитерское колёсико, и т. п., стаканчики с водой, кисточки.

ПРИМЕЧАНИЕ : НЕОБХОДИМО КАЖДУЮ ДЕТАЛЬ ПРИ СКЛЕИВАНИИ СМАЧИВАТЬ ВОДОЙ (иначе при высыхании они могут отпасть) !

Обязательно повторить правила техники безопасности.

Воспитатель :

Ребята, отгадайте загадку :

Посмотрите, дом стоит – до краев водой залит.

Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы – все умелые пловцы.

В.: - Догадались, о ком идёт речь? (ответы детей - Рыбы) .

Молодцы! Сегодня мы с вами будем лепить рыбку , но не простую. А украшать вы ее будете, как захотите. Педагог обращает внимание на доску (на доске образцы рыбок, распечатанные картинки обязательно должны быть цветными): Посмотрите, какие разные и красивые рыбки могут у вас получиться.

В.: - Чтобы создать такую красивую поверхность можно использовать самые разнообразные подручные средства : стеки, колпачок от фломастера, пуговицы, формочки. Обычный колпачок оставляет отпечаток в виде круга, а с обратной стороны - красивую снежинку. Можно наклеить на тело рыбки маленькие фигурки , шарики, их вы можете слепить сами, тоже получится очень красиво.

(Работа выполняется последовательно по технологическим картам совместно с педагогом)

1. Берем кусок теста скатываем в шар , расплющиваем его и раскатываем пласт (на фольге) .

2. Прикладываем шаблон, аккуратно при помощи стека вырезаем рыбку (Педагог помогает детям, которые затрудняются выполнить задание)

3. Сглаживаем края при помощи стека или влажной кисточки.

4. Сделаем сверху два отверстия для веревочки обратной стороной кисточки. При помощи стеки делаем границу лёгким нажатием, между головой и туловищем.

5. Лепим глазки, скатав шарики из теста .

6. Шарики меньшего диаметра приклеиваем на большие.

7. Обратной стороной кисточки нажимаем на шарики, делая зрачки.

8. При помощи колпачка наносим чешуйки на поверхность нашего рельефа . Если кто-то хочет украсить свою рыбку , можно сделать маленькие шарики из теста и приклеить их к телу рыбки ; можно вырезать с помощью формочек разные фигурки и украсить рыбку . Не забываем смачивать каждую деталь водой.

9. Раскатываем тонкую колбаску из теста , приклеиваем ротик рыбке .

10. Делаем оттиск на хвосте, продавливая линии.

11. Рыбки готовы ! Осталось только высушить.

Сушить примерно неделю или больше.

Подведение итогов занятия :

Анализ работ.

В.: - Ребята, вот и подошло к завершению наше занятие . Посмотрите, какие замечательные рыбки у вас получились .

Молодцы! На следующем занятии мы будем раскрашивать рыбок гуашью, покроем их лаком и привяжем веревочки, чтобы вы смогли их повесить на стену.



Публикации по теме:

Конспект НОД по лепке из соленого теста группы «Друзья для Зайки» Конспект НОД по лепке из соленого теста группы зпр-2 «Солнышко» «Друзья для Зайки» Тема: «Друзья для Зайки» Цель: Формировать интерес.

Лепка из соленого теста на тему Дымковская и Филимоновская игрушка Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие,.

Цель: Создание объемных поделок из соленого теста и их декоративное оформление по замыслу. Задачи: образовательные: Обучать детей модульной.

Программное содержание:-Учить детей создавать образ животных (лепить из соленого теста) -Развивать чувство формы,пропорций,глазомер,согласованность.

Конспект занятия по лепке из соленого теста во второй младшей группе «Солнышко лучистое» Конспект занятия по лепке из соленого теста во 2 младшей группе на тему «Солнышко лучистое» Составила: воспитатель МАДОУ №1 г. Кызыла Кошелева.

Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Зоряночка»

Дата проведения: Утверждаю
«____» __________2016г. Заведующий МБДОУ
Д/с №8 «Зоряночка»
__________ С.Ю.Месикова
«___»____________2016г

Конспект занятия по лепке из соленого теста (тестопластика) «Снеговик»

Воспитатель
Закалина Т.Э.

г. Ессентуки 2016

Программное содержание: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.
Оборудование: тесто, стеки, вода, краски, кисти, иллюстрации картин по теме «Зима», изображения Снеговика.
Ход занятия:
Под салфеткой находиться готовое соленое тесто.
- Ребята, из чего можно лепить поделки, игрушки? (Из пластилина, глины). Молодцы, правильно, но вы знаете, что можно лепить даже из теста, оно необычное, разноцветное волшебное!
-Давайте рассмотрим иллюстрации, которые я для вас приготовила (дети рассматривают, я рассказываю и показываю нужные иллюстрации).
Издавна известны пластические свойства соленого теста. Слепить из тесто можно снеговиков, снежинки.
Одна из главных зимних забав, знакомая всем с детства, - это лепка снеговика. Откуда же пришла к нам эта традиция? По одной из версий, она была связана с верованиями древних славян о существовании духов, управляющих облаками, туманами и снегами - небесных девиц, живущих в воздухе. Именно в честь них наши предки стали лепить снежных баб. Шло время, и, изменив, но, не утратив вовсе первоначального смысла, снежные бабы превратились в мужчин - снеговиков, символизирующих духа зимы, к которому взывали о помощи, просили о том, чтоб отступили сильные морозы. А метла в руках снеговика - некий символ его власти, который также связывают с тем, что метлой снеговик разгонял злых духов, не давая им проникнуть в дом, возле которого его слепили. Однако есть и другая версия происхождения снеговика, по которой он ассоциировался с неким злым и могущественным существом, кем-то вроде снежного человека. В древности наши предки боялись его и лепили идолов-снеговиков и приносили им дары, чтобы он не украл их детей.
«Снеговик»
На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос-морковка, глаза два.
Нарисую краской рот.
Пусть порадует народ!

Сегодня мы попробуем вылепить из соленого теста снеговика.
-Что есть у Снеговика? Туловище из трех кругов, нос, глаза, шапка, шарф, метла.

Пальчиковая гимнастика.

Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя).

Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг).

И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх).

Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку).

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу).

Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх).
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками).

Давайте и мы с вами слепим снеговика.
Сейчас мы разрежем вот эту часть теста на три кусочка, из которых лепим три круга разной величины.
Возьмите ваши кусочки в руки, и пожалуйста, раскатайте из него шарик. Покажите мне, что у вас получилось. Здорово, очень красивые, круглые шарики. А теперь мы их сплющим (делаю вместе с детьми), разровняем края, вот так, молодцы ребята. Отложим пока в сторону. Что мы слепили? Правильно, три круга, для туловища снеговика.
Из следующего куска будем лепить шапку, шарф, метлу, нос, глаза.
РЕЛАКСАЦИЯ
Мы сегодня веселились и играли, и резвились.
А сейчас уже пора, отдохнуть нам, детвора.
Дети расслабляются под звучание спокойной музыки. «Пробуждение» происходит под звучание бубенчика:
Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.
Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.
Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.
Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.
Дети встали, потянулись и мне улыбнулись.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Ирина Щукина
Открытое занятие по лепке в старшей группе «Веселый снеговичок из соленого теста» эксперименты с мукой

Программное содержание:

Учить создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное соотношение его частей

Формировать у детей умения и навыки осязательного восприятия предметов, развивать мелкую моторику, познавательную активность

Развивать осязательную чувственность (поверхность предметов, консистенция и свойства теста); развивать силу, подвижность кисти и пальцев, точность и координацию их движений (замес теста, раскатывание пласта, формование поделок)

Продолжать освоение знакомых способов лепки (раскатывание, сплющивание, прищипывание, сглаживание)

Упражнять в работе со стекой, скалкой, шаблоном, добиваться выразительности образа

Побуждать использовать разнообразный дополнительный материал для изображения различных деталей и украшения персонажа

Развивать воображение, глазомер, чувство формы и пропорций, творческие способности

Предварительная работа:

Экспериментирование с разными пластическими материалами, лепка снеговиков и других форм из мягкого снега на прогулке, рассматривание шапочек и шарфиков, рассматривание книжных иллюстраций, чтение литературных произведений

Оборудование:

салфетки тканевые и бумажные, поворотный диск, клеёнка, фланелеграф, геометрические фигуры, игрушка Снеговик, образцы, технологическая карта «Снеговик»;

для теста: мука, соль, подсолнечное масло, вода, синяя гуашь;

на каждого ребенка: две разовые тарелочки, стаканы (мука, соль, вода, синяя и красная гуашь, емкость для мытья рук, влажные салфетки, скалка, стека, доска, чеснокодавилка, шаблон из картона, фартук;

разнообразный дополнительный материал: бусинки, веточки, зубочистки, коктейльная трубочка, пуговицы, бисер, трубочки, фольга, цветная бумага (красная и оранжевая, узкая тесьма для петелек (нарезанная на кусочки 10-15 см или ленточки);

Словарная работа: снеговичок, пласт, замес теста, стека, скалка, шаблон, контур, скатывать, раскатывать, сплющивать, прищипывать, сглаживать, объемная, плоская, эксперимент, равномерно.

Ход занятия:

1этап. Организационный.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что у вас прекрасное настроение! Напомните мне какое сейчас время года? (Зима). Мы продолжаем зимнюю тему. А что мы будем лепить, вы сейчас мне подскажете.

2этап. Подготовительный.

Из снега соберем комок

Появился во дворе Поставим сверху мы горшок,

Он в холодном январе, Заменит нос ему морковка,

Неуклюжий и смешной Метлу в руках он держит ловко

У катка стоит с метлой, Наденем шарфик мы ему

К ветру зимнему привык И не замерзнет он в пургу.

Наш приятель….(Снеговик). К теплу он вовсе не привык,

Ведь это чудо – снеговик!

Правильно, мы будем лепить с вами фигурку Снеговика. Раньше мы лепили фигуру объемную, а теперь будем лепить на плоскости – плоскую. Лепить будем из соленого теста.

3этап. Проверочный.

Рассматривание цветных изображений снеговиков, формы, величины частей, их расположение.

А теперь давайте создадим весёлого Снеговичка. Сколько нужно нам белых кругов для него? Какого он цвета (дети называют)

Воспитатель выставляет на фланелеграфе геометрические формы разного размера, предлагает выбрать те, которые подойдут для изготовления снеговика, и просит детей проанализировать и описать изображенное (снеговик состоит из трех – двух овалов или кругов, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине – средний по величине, сверху самый маленький – это голова; руки можно сделать из овалов, кругов, веточек.

Как одет Снеговичок, что у него на голове? (яркая шапочка и шарфик)

Что в руке у него? (метла, веник) А что ещё есть у Снеговика (глаза, рот, нос – морковка)

Какой у него характер? (добрый, смелый)

Какое настроение? (весёлое или грустное)

Как вы думаете, при помощи каких способов мы это будем выполнять (раскатывание, сплющивание, прищипывание, сглаживание)

Помогут нам это сделать: мука, соленое цветное тесто, скалка и шаблон.

Посмотрите внимательно, кто же спрятался в этом шаблоне (контуре? (ответы)

Как вы думаете, где здесь Снеговичок объёмный, а где плоский? (показывают дети) Почему (сравнение шара и круга)

Давайте вспомним, что вы знаете о тесте. Как его готовят?

(Берут 2 части муки, 1 часть соли, 1 часть воды).

Все перемешивают, пока не отстанет от рук!

Что тесто любит? (Тесто любит доброту и хорошее настроение).

А кто знает, как сделать соленое цветное тесто? (Добавить краску).

4 этап. Подготовительный.

Прежде чем приступить, давайте разогреем наши пальцы для того, чтобы они были ловкими и умелыми.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять!»

(Дети идут за воспитателем, стоят около столов)

1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять! («идут» указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили («лепят» комочки ладонями)

Птичек крошками кормили («крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись (кладут ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли ( движения «ложкой», руки под щеку)

5 этап. Основной.

Теперь, когда наши ручки готовы, приступаем к работе! Надеваем фартуки, чтобы не испачкать одежду, засучите рукава. Сначала мы приготовим соленое тесто, которое очень похоже на снег! Для этого нам понадобятся тарелочки, мука, соль и вода. Я буду показывать, а вы повторять за мной! Будем с вами экспериментировать – вы любите эксперименты?

Эксперимент – это значит опыты, проба.

Высыпаем муку в тарелочку, пощупайте, какая она на ощупь? (мягкая, сухая, нежная, пушистая, рассыпчатая) и соль, какая она (твердая, колючая, крупинками, рассыпчатая, добавляем воду. Тесто будем замешивать руками.

Мука, соль, вода и масло превращаются в вязкую и мягкую массу.

Посмотрите, какими движениями я буду замешивать тесто и повторяйте за мной. Это называется замес теста. Расскажите, что вы чувствуете, какое тесто на ощупь? (мягкое, колючее, пластичное, жирное – это блестит масло). Если на руки налипло тесто, соберите его (показываю, как это делать). Наше тесто готово! Скатайте его в шар. Теперь разделим его пополам, в одну половину добавим синюю или красную гуашь (для шапочек и шарфиков).

Вымоем руки, вытрем насухо. Какая вода на ощупь? (горячая, теплая или холодная) – теплая. Мы хорошо потрудились, теперь отдохнем.

Физминутка

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть (глубокий вдох и выдох)

Мы на стену посмотрели (посмотрели на стену)

Мы на доску поглядели (посмотрели на доску)

Вправо, влево, поворот, а потом наоборот (повороты корпусом)

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем

Вверх, вниз, вверх и вниз. Приседай не торопись! (приседания)

И в последний раз присядем, а теперь на место встанем!

6 этап. Практический.

Сейчас приступаем к лепке веселых Снеговичков.

Показ работы.

Отщипнём кусочек теста и накладываем на шаблон, распределяя по всей поверхности ровным слоем пласт – равномерно до линии контура. То же самое сделаем для головы, ног, рук. Перевернём и стекой по контуру отрежем лишнее тесто. Можно на пласт теста нанести шаблон, обрезать по контуру. Раскатываем скалкой равномерно и аккуратно.

Чтобы получилась метла, используем зубочистку; положите кусочек теста в чеснокодавку и выдавите. Чтобы сделать отверстие для ленточки, возьмите трубочку и проденьте её насквозь. Вот так.

Теперь наденем ему красивую шапочку и шарфик (используем цветное тесто). Сделаем весёлое радостное лицо, используя разнообразный материал (бусинки для глаз, фольгу для пуговиц). Игрушки, которые мы делаем сами, называются самодельными – они содержат тепло рук мастера. Вы сейчас придумаете и слепите разных, забавных, не похожих друг на друга снеговичков. Все с удовольствием и интересом будут рассматривать и хвалить вас за выдумку! Постарайтесь сделать своего Снеговика так, чтобы он отличался от других!

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель тихо (на ушко, чтобы у каждого ребёнка возник свой замысел и не было подражания) спрашивает, как решил украсить, каким способом.

7 этап. Итоговый

На этом наше занятие закончено. Давайте вымоем и вытрем насухо руки.

Посмотрите, какие красивые снеговики у нас получились! Предлагаю проверить, нет ли у нас одинаковых Снеговичков? Затем вместе с детьми воспитатель отмечает различия в работах. Начать можно со сравнения головных уборов: «Посмотрите, дети, у этого Снеговика на голове шапка, а у этого – ведро».

Какой самый аккуратный?

Чей снеговик тебе нравится больше?

Какой самый весёлый?

А теперь выставка игрушек – забав!

Открытое занятие.
Предмет: Хореография.
Тема: Изучение традиций и построение русского хоровода.
Цели урока: Знакомство с традициями русского хоровода, совершенствование умений и навыков выполнения отдельных элементов хоровода и соединение их в танцевальную композицию.Задачи урока:
Расширить кругозор детей, научить детей внимательно вслушиваться в мелодию, вовремя начинать и заканчивать движение по приказу музыки, точно передавать ритмический рисунок.
Развивать выносливость и координацию.
Воспитывать творческое и эмоциональное исполнение хоровода. Прививать интерес к народной культуре и музыке.
ТСО: CD - плеер, аудиозаписи детских песен и проектор.

Ход урока.
Организационный момент.1. Построение в классе.2. Поклон.3. Сообщение цели и задач урока.
Знакомство с традициями хоровода:
-Ребята, а знаете ли вы, что такое хоровод? Когда он появился? (Ответы детей)

Хорово
·д древний народный круговой массовый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], содержащий в себе элементы драматического действия.
Хороводом у [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] начало [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но может быть и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].Девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды. Для этого закупают ленты, платки на ярмарках. Парни в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости.

Давайте и мы разучим элементы хоровода и познакомимся с традициями его построения! Но без подготовки к этому творческому процессу не обойтись!

·
Подготовительная часть.1. Разминка:- наклоны, повороты, вращение головой в различных направлениях;- подъем и опускание плеч, круговые движения плечами;- упражнения на вытягивание и скручивание позвоночника;- наклоны и повороты, вращение корпусом;- вращение стопой и коленом.
2. Ритмико-гимнастические упражнения:- поднимание на носочки с подниманием рук;- поочередное сгибание коленей с работой рук;- прыжки по 6 позиции;- прыжки "ножницы";
3. Общеразвивающие упражнения:- наклоны вперед;- наклоны к противоположенной ноге "мельница";
4. Танцевальные упражнения:- выставление ноги на носок, на пятку;- полуприседания, полуприседания с поворотами;- приставной шаг, приставной шаг с полуприседанием и притопами.
5. Упражнения на перестроение.
Основная часть:

1.Разучивание и отработка выученных элементов русского хоровода: - шаги на носочках;
- ведение по прямой и ведение по кругу (показ фрагмента на мониторе);
- комбинация «улитка» (показ фрагмента на мониторе);
- раскручивание «улитки» и становление в один ряд;- комбинация «колонна-ручеек»» (показ фрагмента на мониторе);
- шаги в сторону в паре с выведением руки в сторону вверх;
- комбинация «дверце»;
- выход из колонны (показ фрагмента на мониторе);
- проходка по кругу и становление в два ряда;
- проходка в две линии вперед и назад на основе элемента «дверце»;
- в один ряд и уход.
2. Соединение отдельных элементов русского хоровода в танцевальную композицию под счет.
3. Закрепление материала: исполнение русского хоровода под музыку, обращая особое внимание на характер и манеру исполнения.

Заключительная часть:1. Построение на свои места.2.Подведение итогов урока.3.Объявление оценок за работу на уроке.4. Поклон.

13PAGE 14215


Приложенные файлы

Конспект урока

Учитель: Бахтигузина Румия Ряшитовна Образовательное учреждение МКОУ «Маляевская ООШ» Ленинского района Волгоградской области Предмет: технология Тема урока: "Изготовление сувениров из соленого теста»"

Цели урока:

1. Обучающая: расширить кругозор учащихся по истории лепки сувениров из солёного теста, ознакомить учащихся с современными материалами, инструментами и приспособлениями при выполнении сувениров из соленого теста, новым рабочим приемам.

2. Развивающая : развивать у учащихся наглядно-образное мышление; развивать моторику рук, познавательный интерес, работать с дополнительной литературой и другими источниками информации.

3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к народно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, беседа, самостоятельная работа.

Тип урока – комбинированный.

Объект работы : соленое тесто.

Наглядно-иллюстрированный материал : образцы с поделками и сувенирами из соленого теста, технологическая последовательность изготовления теста и сувениров.

Средства обучения (оборудование, инструменты, материалы): компьютер, поектор, ножницы, деревянный стек, валик, гуашь, шаблоны, мука, соль, масло, вода, миска.

Профориентация : профессия декоратор, художника-дизайнер.

Практическая работа: изготовление цветов из солёного теста

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Практическая работа.

IV. Физминутка для рук и глаз.

V. Рефлексия, закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Изучение нового материала.

Словесно-иллюстративный рассказ.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы познакомимся с приемами работы с соленым тестом, научимся изготавливать сувениры и разукрашивать их. Девизом нашего урока будет пословица: «Рукам работа – душе праздник!»

Поделки из солёного теста - очень древняя традиция. Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба.

Древние инки лепили из теста фигуры людей и животных, а затем приносили их в жертву богам.

В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных инструментов.

На Руси ещё IХ веке пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготовляли для всех праздников самой разной величины и формы, в виде забавных фигурок. В Егорьев день (23 апреля)-день первого выгона скота и лошадей пекли «козули»-сделанные из ржаного теста.

Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

В Китае, начиная с ХVII века, делали марионетки из теста. Один из художественных народных промыслов Эквадора - поделки из ярко окрашенного теста.

В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышными орнаментами.

В Польше, Чехии, Словении очень популярны картины из теста.

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

Помещение, отводимое для занятий должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям:

Должно быть сухим, светлым, тёплым;

С естественным доступом воздуха;

Хорошо налаженной вентиляцией

По площади достаточной для проведения занятий в составе 15-20 человек;

Расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40 см;

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула;

До и после работы тщательно мыть руки с мылом.


ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

При сушке, если используется духовой шкаф проверить его исправность, включать и выключать духовой шкаф только сухими руками, соблюдать температурный режим.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1.Мука. Для приготовления солёного теста используется пшеничная и ржаная мука. Но в тесте из ржаной муки образуется больше пор, его труднее сушить, в лепке оно более твёрдое.

2.Соль. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую. Но лучше всего подходит соль «Экстра» мелкого помола.

3.Вода. При замесе теста используется холодная вода.

4.Природный материал. Чёрный и душистый перец, гвоздика, фасоль, семечки кукурузы, яблок, подсолнечника используют для украшения изделий и изготовления глаз, носиков, плодоножек и т.д.

5.Шаблоны. Шаблоны надо делать из картона с водонепроницаемым покрытием.

6.Гуашь или акварельные краски.

7.Скалка или валик для раскатывания теста.

8.Деревянный стек.

9.Маникюрные ножницы.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

1.Замес теста.

Рецепт приготовления теста: 2части муки (200г.); 1часть мелкой соли(200г.);3/4части воды (около 125мл.) воды. При приготовлении теста его необходимо хорошо вымесить, чтобы оно стало эластичным. Эластичность теста можно достичь, добавив при замешивании 1-2 чайной ложки растительного масла. Тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если прилипает к рукам - муки.

2.Изготовление цветов

Раскатать тесто толщиной 0,5-1см и вырезать по шаблону лепестки. Из лепестков одинаковой величины можно составить цветок, соединив их вместе в центре.


3. Изготовление роз

Тесто раскатать и вырезать из него маленькие кружки. Из одного кружка скатать маленький центральный лепесток.

Вокруг центрального лепестка, накладывая друг на друга, расположить оставшиеся лепестки, отгибая верхние края.

4.Изготовление объёмных фигурок

Изготовление фигурок людей.

Изготовление фигурок начинается с туловища, которое лепят в форме конуса. Нижнюю часть конуса разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Для головы скатать из теста шарик. Там где туловище будет соединяться, с головой воткнуть спичку. Руки лепят с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Ступни слепить из двух одинаковых шариков, в нижней трети ступни стекой сделать засечку, затем переднюю часть слегка загнуть кверху, а заднюю насадить на спичку. Когда туловище, голова, руки и ноги сделаны, фигуру можно одеть.

Одежду для фигуры вырезаем по шаблонам. Тесто для одежды фигурок не должно быть слишком мягким, иначе не лягут складки и отвороты.

7.Изготовление композиций

Из маленьких камушков и веточек, засушенных цветов в сочетании с фигурками из солёного теста могут быть составлены изящные картины.

Композиции из природного материала, будут долго радовать вас или того, кому вы их подарите.

Сушка изделий

Существует несколько способов сушки:

    Воздушная сушка

Изделия сушат на воздухе, из расчёта на 1 мм толщины изделия требуется 1 день сушки. Готовое для просушки изделие кладётся на освещённое солнцем место. При не достатке солнечного света объемное изделие деформируется. Воздушная сушка занимает много времени, зато не требует расходов на электроэнергию.

2. Сушка в духовом шкафу

Время сушки в духовом шкафу электроплиты на противне 1 час на каждые 1/2см толщены при температуре 75С.

Изделия из окрашенного теста следует сушить при низкой температуре не более

50С, иначе их цвет изменится.

Для того чтобы определить полностью ли высохло изделие, необходимо взять его с противня, положить на кухонную прихватку и постучать по обратной стороне изделия. Если звук звонкий, значит изделие высушено. Если же звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи.

Раскрашивание изделий

Перед раскрашиванием нужно убедиться, хорошо ли просушено изделие. Готовые изделия раскрашивают гуашью или акварельными красками

Солёное тесто можно получить и цветным, если при вымешивании добавить водный раствор гуаши или же пищевых красок.

III .Практическая работа. Изготовление сувениров по выбору учащихся

IV .Физкультминутка. Гимнастика для рук и глаз.

Утром рано он закрыт,

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. И теперь он будет спать

До утра, как птенчик

V.Рефлексия с целью закрепления вновь полученных знаний и сведений

Учитель : Цель нашего урока: познакомиться с историей и технологией изготовления сувениров из соленого теста, с изготовлением композиций из соленого теста. А сейчас мы узнаем, насколько вам интересно было содержание нашего урока и что из него вы запомнили. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Как правильно организовать рабочее место?

Какие правила техники безопасности нужно выполнять, работая с солёным тестом?

Каков рецепт приготовления солёного теста?

Какие используются способы сушки фигурок из солёного теста?

Какие краски используются для раскрашивания изделий из солёного теста?

Понравилось ли вам работать?

VI. Подведение итогов урока

Учитель оценивает работу учащихся и выставляет оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1.А.А.Белова «Вкусная сказка из теста», издательство «ЭКСМО»,2007г.

2.Л.П.Барылкина, С.Е.Соколова Технология: конспекты уроков, элективные курсы 5-9 кл.» издательство «5 за знания»,2005г.