Судебная практика по льготному стажу педагогов. Педагог получил заслуженную пенсию. Перечень документов для получения досрочной педагогической пенсии

Апелляционное определение СК по гражданским делам Тверского областного суда от 04 марта 2014 г. по делу N 33-479


Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Козловой Е.В.,

судей Комаровой Ю.В. и Пойменовой С.Н.,

при секретаре Джукаеве А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Пойменовой С.Н.

гражданское дело по апелляционной жалобе Бурухина С.В.

на решение Московского районного суда города Твери от 18 ноября 2013 года, которым постановлено:

"Исковые требования Бурухина С.В. к ГУ УПФ РФ в г "данные изъяты" о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты" в средней школе N в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения".

Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бурухин С.В. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонд РФ "данные изъяты" о признании решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, о возложении обязанности включить в специальный педагогический стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании расходов на уплату государственной пошлины. Свои требования мотивирует тем, что в связи с наличием 25-ти летнего педагогического стажа ДД.ММ.ГГГГ он обратился в территориальное управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о досрочном назначении пенсии. Решением комиссии УПФР в "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему было отказано. Из стажа педагогической деятельности был исключен период работы по штатной должности "данные изъяты" в средней школе N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, где в этот же период времени он по совместительству вел уроки физической культуры. С данным отказом не согласен, поскольку в указанный период он преподавал уроки физической культуры. Считает, что этот период должен быть включен в его педагогический стаж, и он имеет право на досрочную пенсию.

В суде истец Бурухин С.В. поддержал заявленные требования.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФР в "данные изъяты" Посканная А.М. исковые требования не признала, пояснив, что Бурухину С.В. отказано в назначении досрочной пенсии на законных основаниях. В спорный период истец работал в штатной должности " "данные изъяты" ", с одновременным ведением уроков физической культуры, штатную должность "учитель" истец не занимал, в связи с чем данный период работы истца не может быть зачтен в педагогический стаж, так как должность " "данные изъяты" " не включена в Список должностей, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости педагогическим работникам. На момент обращения с заявлением права на досрочную пенсию у истца не было.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Бурухин С.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований. В жалобе указывается, что решение принято судом с нарушением норм материального права. Суд необоснованно не принял во внимание его доводы о том, что в спорный период времени он работал в средней школе N не только "данные изъяты" , но и по совместительству учителем физической культуры.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения истца Бурухина С.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя пенсионного органа Посканной А.М., считающей решение суда законным и обоснованным, исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ Бурухин С.В. обратился в Пенсионный фонд РФ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" Бурухину С.В. отказано ввиду отсутствия необходимого стажа работы, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.

При этом в специальный стаж Бурухина С.В. были включены: период работы учителем физкультуры в МУО "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учителем физкультуры МОУ СОШ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учителем физкультуры средней школы N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учителем физкультуры средней школы N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учителем физкультуры средней школы N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; учителем физической культуры МОУ СОШ N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего 21 год 11 месяцев 21 день.

Период работы в должности инструктора по плаванию с одновременным ведением уроков физкультуры в должности учителя физкультуры в средней школе N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не был включен в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку педагогическая нагрузка по специальности "учитель" составляла менее 18 часов в неделю.

Оспаривая решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и обращаясь в суд с соответствующими требованиями, Бурухин С.В. ссылается на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в средней школе N не только инструктором по плаванию, но и по совместительству учителем физической культуры, а в соответствии с пенсионным законодательством периоды выполнявшейся до ДД.ММ.ГГГГ работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Отказывая Бурухину С.В. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что работа истца в школе учителем физкультуры по совместительству не является обстоятельством, имеющим значение для дела.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, так как он основан на неправильном применении и толковании норм материального права.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В указанные Списки (2002 г.) включена должность "учитель" и включено учреждение "школа".

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении N 30 от 11 декабря 2012 г. "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" указал, что в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (пункт 14 постановления).

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение педагогических работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".

Пунктом 1 Постановления N 1067, вступившим в силу с 01 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

Должность "учитель" и учреждение "школа" Списком 1999 г. предусмотрена.

Согласно Списку профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 463, работа в должности учителя в школе также давала право на досрочное назначение пенсии по старости.

В силу пункта 3 названного выше Постановления Совета Министров РСФСР за другими педагогическими работниками, не включенными в Список 1991 г., сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", регулировались Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в соответствии с которым работа в должности учителя школы также давала право на досрочное назначение пенсии по старости.

Пунктами 3 и 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781, зачет в специальный педагогический стаж независимо от условий выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в период до 01 сентября 2000 г. предусмотрен при условии выполнения работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Включение в педагогический стаж работы в должностях без занятия штатной должности регулируется Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, введенными в действие с 01 сентября 2000 г., в соответствии с пунктом 1 которых работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Из анализа указанных норм материального права следует, что если гражданин в период до 01 сентября 2000 г. работал по совместительству в должности и в учреждении, предусмотренных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, с занятием штатной должности, то указанный период может быть включен в специальный стаж по педагогической деятельности независимо от условий выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) в указанный период.

С учетом изложенного установление обстоятельств, свидетельствующих о работе Бурухина С.В. в средней школе N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем физической культуры по совместительству с занятием штатной должности, вопреки выводу суда первой инстанции, имеет значение для правильного разрешения дела.

По мнению судебной коллегии, доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бурухин С.В. работал в средней школе N по совместительству в должности учителя физической культуры.

Из копии трудовой книжки истца видно, что Бурухин С.В. ДД.ММ.ГГГГ принят в среднюю школу N инструктором по плаванию с одновременным ведением уроков физкультуры по совместительству, ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность учителя физической культуры, ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой должности в порядке перевода в школу-новостройку.

Согласно справке N от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, и выданной МОУ СОШ N Бурухин С.В. действительно работал в средней школе N , а именно: в качестве учителя физической культуры по совместительству на замену уроков с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N п. 1 от ДД.ММ.ГГГГ) и был протарифицирован на нагрузку 10 часов во 2бвгде классах с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ принят по совместительству учителем физкультуры на 10 часов в неделю (приказ N п. 2 от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода на должность инструктора по плаванию с одновременным ведением уроков физкультуры по совместительству (приказ N п. 2 от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя "данные изъяты" составляла 12 часов, также протарифицирован как инструктор по физкультуре плавательного бассейна (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя физкультуры составляла 12 часов, так был протарифицирован как инструктор по физкультуре плавательного бассейна (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ Бурухин С.В., инструктор по плаванию, перетарифицирован в связи с получением высшего образования (приказ N п. 2 от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя физкультуры составляла 12 часов, также протарифицирован как инструктор по физкультуре плавательного бассейна (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя физкультуры составляла 26 часов, также ставка инструктора плавательного бассейна была поделена между тремя преподавателями (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ переведен с должности инструктора плавательного бассейна на должность учителя физкультуры (приказ N п. 5 от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя физкультуры составляла 24 часа, также проводил занятия в размере 10 часов как инструктор плавательного бассейна (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя физкультуры составляла 24 часа (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); с ДД.ММ.ГГГГ перетарифицирован как инструктор плавательного бассейна на вакантные 10 часов с почасовой оплатой (приказ N п. 2 от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя физкультуры составляла 24 часа + от деления вакантной ставки инструктора по физической культуре плавательного бассейна 10 часов (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя физкультуры составляла 30 часов + вакантные 10 часов инструктора по физической культуре плавательного бассейна (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); нагрузка как учителя физкультуры составляла 40 часов, из них 10 часов в "данные изъяты" (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ); освобожден от должности учителя физической культуры в связи с переводом в СШ N с ДД.ММ.ГГГГ (приказ N п. 3 от ДД.ММ.ГГГГ).

Сведения, отраженные в справке N от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждаются имеющимися в материалах дела приказами по СШ N о тарификации учителей N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Бурухин С.В. протарифицирован и как учитель физической культуры, и как инструктор по физической культуре плавательного бассейна; приказами о приемах на работу, о переводах и об увольнении; актом о результатах документальной проверки факта работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, N от ДД.ММ.ГГГГ, где, кроме выше указанного, также отражено, что согласно лицевым счетам учителей и административно-управленческого персонала средней школы N N за ДД.ММ.ГГГГ заработная плата Бурухину С.В. начислялась за ставку инструктора по плаванию и педагогические часы учителя физической культуры в соответствии с тарификацией с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, свыше ставки учителя физической культуры и часы инструктора по плаванию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Из приказа по СШ N N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бурухину С.В. предоставлен очередной отпуск за ДД.ММ.ГГГГ учебный год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Согласно приказу по СШ N N от ДД.ММ.ГГГГ Бурухину С.В., инструктору плавательного бассейна, предоставлен очередной отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 24 рабочих дня за ДД.ММ.ГГГГ также Бурухину С.В., инструктору плавательного бассейна, предоставлен административный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 10 дней, так как использует учительский отпуск.

В приказе по СШ N N от ДД.ММ.ГГГГ указано, разрешить очередные отпуска работникам школы за ДД.ММ.ГГГГ учебный год в следующие сроки: техническим служащим и другим работникам - с 28 июля по 23 августа - Бурухину С.В.

Из приказа по СШ N N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бурухину С.В., учителю физической культуры, предоставить очередной отпуск за ДД.ММ.ГГГГ учебный год с ДД.ММ.ГГГГ на 48 рабочих дней.

Приведенные выше доказательства в своей совокупности подтверждают факт того, что Бурухиным С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась работа в должности инструктора по плаванию и в должности учителя по совместительству, то есть истец работал учителем физкультуры на штатной должности.

Норму педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы, Бурухин С.В. в указанный период не выполнял, однако, поскольку судебной коллегией установлено, что фактически истец работал в этот период в должности учителя, невыполнение нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы, не может служить препятствием к включению данного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, поскольку в силу указанных выше норм права, в указанный период выполнение норм педагогической нагрузки в случае работы в должности учителя для включения периода в специальный стаж, не требовалось.

Следовательно, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию, независимо от условий выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), и этот период работы Бурухина С.В. составляет 03 года 05 месяцев.

Как следует из материалов дела Бурухин С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в административном отпуске в связи с тем, что в указанный период он одновременно использовал учительский отпуск; в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлялись учебные отпуска.

Пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы дающей право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, закреплено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего времени, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился в административном отпуске в связи с тем, что в указанный период он одновременно использовал ежегодный основной учительский отпуск, который ему был предоставлен в связи с осуществлением в этом же образовательном учреждении работы в должности учителя по совместительству, а гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме, то период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в силу пункта 5 указанных выше Правил не может быть исключен из специального стажа истца.

В соответствии со статьей 196 КЗоТ РСФСР, действующей на момент возникших правоотношений, было предусмотрено, что обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставлялись оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы.

Студентам и учащимся вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведений на период сдачи государственных экзаменов предоставляется отпуск 30 календарных дней. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением в вечерних и заочных высших и средних специальных учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.

Аналогичные положения содержатся и в главе 26 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что период нахождения работника в учебных отпусках подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку данный период является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Из материалов дела следует, что в период работы в средней школе N в должностях инструктора по плаванию и в должности учителя по совместительству истцу в связи с обучением в "данные изъяты" в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялись оплачиваемые учебные отпуска, что подтверждается соответствующими приказами.

Поскольку периоды нахождения истца учебных отпусках относятся к периоду работы, который подлежит включению в специальный стаж истца, то указанные периоды также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

С учетом изложенного в специальный стаж работы Бурухина С.В., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, подлежит включению весь период работы истца в средней школе N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как об этом просит истец.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости (ДД.ММ.ГГГГ), при условии включения периода работы Бурухина С.В. в средней школе N с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 03 лет 05 месяцев, составлял 25 лет 04 месяцев 21 день (21 год 11 месяцев 21 день, которые ответчик в бесспорном порядке включает в специальный стаж, + 03 года 05 месяцев).

Так как на момент обращения Бурухина С.В. к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии его специальный стаж составил более 25 лет, то требования истца о признании незаконным решения пенсионного органа в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе N о включении в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г. в средней школе N , о возложении обязанности на ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в "данные изъяты" назначить трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными.

Поскольку судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявленные истцом исковые требования подлежат удовлетворению, то на основании статей 88 , 98 Гражданского процессуального кодекса РФ и подпунктов 3 и 9 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб., уплаченная последним при подаче искового заявления и апелляционной жалобы.

С учетом изложенного судебная коллегия считает необходимым отменить принятое по делу решение как постановленное с существенным нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Бурухиным С.В. требований.

Руководствуясь статьями 328 , 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Бурухина С.В. удовлетворить.

Решение Московского районного суда г. Твери от 18 ноября 2013 г. отменить, принять по делу новое решение, которым:

Исковые требования Бурухина С.В. удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в "данные изъяты" в части отказа Бурухину С.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости и исключения из специального педагогического стажа периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе N .

Включить в педагогический стаж Бурухина С.В. , дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в средней школе N .

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в "данные изъяты" назначить Бурухину С.В. трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в "данные изъяты" в пользу Бурухина С.В. государственную пошлину в размере "данные изъяты" рублей.


Председательствующий Е.В. Козлова


Судьи Ю.В.Комарова

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781, Ж. получил право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленную для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

13 февраля 2013 года он обратился в ГУ Управления Пенсионного фонда РФ с письменным заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической работой в образовательных учреждениях.

Решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ от 22.02.2013 года № 223 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости было отказано.

Основанием для отказа послужил вывод пенсионного фонда о том, что им не выработан установленный законом стаж педагогической деятельности 25 лет, так как из педагогического стажа работы необоснованно были исключены периоды общей продолжительностью 5 лет 7 месяцев 9 дней:
С 23.04.1978 г. по 13.05.1980 г. (2 г. 4 мес. 10 дн.) – служба в армии по призыву;

С 01.01.1982 г. по 31.01.1982 г.; с 08.06.1982 г. по 07.07.1982 г. (1 мес.); с 01.07.1983 г. по 31.07.1983 г. (1 мес.); с 12.09.1983 г. по 16.10.1983 г. (1мес. 5 дн.); с 10.01.1984 г. по 31.01.1984 г. (21 день) – учебные отпуска (сессия);

С 01.09.2002 г. по 31.08.2004 г. (1 г. 11 мес. 14 дн.) – работа учителем музыки в общеобразовательной школе.

С 14.10.1986 г. по 01.09.1987 г. (10 м. 19 дн.) – работа аккомпаниатором в Доме пионеров.
В результате, по расчётам пенсионного органа, специальный трудовой страж Ж. составил 20 лет 11 месяцев 9 дней.

Я ознакомилась с отказом ГУ Управления Пенсионного фонда РФ и посчитала его необоснованным по следующим основаниям.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют лица, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей при выработке ими педагогического стажа 25 лет.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты ). В период, когда Ж. служил в армии, действовало утверждённое Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Исключение периода службы в армии из профессионального стажа необоснованно, так как действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж. Дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав в области пенсионного обеспечения.

2. Неправомерно исключение из специального стажа и 5 мес. учёбы в институте.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу положений статей 196 и 198 КЗоТ РСФСР студентам вечерних и заочных высших учебных заведений в связи с обучением предоставлялись оплачиваемые отпуска и гарантировалось сохранение заработной платы, то есть в указанные периоды такие лица являлись застрахованными. Таким образом, периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953) был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность.

Верховный суд РФ в Определении N 14-В06-34 (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2006 года) указал, что «с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».

3. Работа аккомпаниатором в Доме пионеров в период с 14.10.1986г. по 01.09.1987 г. (10 м. 19 дн.) подлежит включению в стаж педагогической деятельности по следующим основаниям.
Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения включается работа по специальности в детских учреждениях.

В соответствии с п. 3.2. Инструктивного письма министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года N 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет» работникам просвещения и здравоохранения к числу детских учреждений были причислены дома пионеров и детские дома культуры.

Период работы Ж. в качестве аккомпаниатора в доме пионеров должен быть учтен на основании п. 2 вышеуказанного Положения как работа по специальности в детском учреждении. Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденная приказом N 94 от 16.05.1985 года засчитывала в стаж педагогической работы работу по должности аккомпаниатора учреждений просвещения. Данное постановление утратило силу лишь в 1993 году в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.

4. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени» (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы учителям общеобразовательных учреждений составляет 18 ч.

В период с 01.09.2002 г. по 31.08.2003 г. моя педагогическая нагрузка составляла 9 ч. Основной и 0,5 ставки внеклассной работы, т.е. 18 ч. Не включение внеклассной работы в норму педагогической нагрузки является необоснованным, т.к. согласно постановления Правительства от 3 апреля 2003 г. N 191 (действующего на тот период времени) продолжительность рабочего времени педагогических работников включала преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу , предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом,специальный трудовой стаж Ж. на день обращения за назначением пенсии составил по моим подсчётам 26 лет 6 мес. 18 дней , что давало Ж. право на получение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в образовательных учреждениях для детей, согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2003 г.

На основании выше изложенного мы подали иск к Управлению Пенсионного фонда РФ о назначении досрочной трудовой пенсии Ж. с момента обращения – с 13 февраля 2013 года.
Решением … районного суда от 8 мая 2013 г. в иске отказано.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что истцу необоснованно отказано во включении в педагогический стаж периодов службы в армии, нахождения в учебных отпусках и периода работы в должности аккомпаниатора Дома пионеров.

В то же время суд сделал вывод о том, что период работы учителем средней школы с 1 сентября 2002г. по 31 августа 2003г. в педагогический стаж включению не подлежит, поскольку не представлено доказательств выполнения им в этот период нормы рабочего времени /педагогической или учебной нагрузки 18 часов в неделю/. Он работал учителем музыки 9 часов в неделю и выполнял воспитательную работу по музыке 0,5 ставки. Суд посчитал недоказанным, что 0,5 ставки воспитательной работы соответствует 9 часам учебной нагрузки.

Нами подана апелляционная жалоба.

Апелляционный определением судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда от 29 июля 2013 года решение суда первой инстанции отмерено, исковые требования Ж. Удовлетворены в полном объёме. Суд обязал ГУ УПФ РФ включить в подсчет стажа Ж. все спорные периоды, обязал назначить досрочную трудовую пенсию по основаниям пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 13 февраля 2013 г, взыскал понесённые истцом судебные расходы.

Суд апелляционной инстанции согласился с доводами жалобы о том, что выполняемая Ж. воспитательная работа по 0,5 ставки кружковой работы входила в обязанности учителя музыки, и заработная плата начислялась в эти периоды из фонда заработной платы учреждения. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

Результат: дело выиграно.

Районное управление пенсионного фонда необоснованно отказало во включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя в автономной некоммерческой образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию, в которой истец осуществлял педагогическую деятельность. Статус образовательного учреждения "негосударственное" не может являться основанием для отказа во включении указанного периода в специальный стаж. В соответствии со свидетельство о государственной аккредитации АНО обладает государственным статусом: общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.

Пенсия педагогическим работникам назначается в зависимости от их деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или иной организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях. Учреждение, в котором истица осуществляла педагогическую деятельность, может быть отнесено по виду к общеобразовательным учреждениям, фактически истица работала в спорные периоды в школе в должности учителя, а любая реорганизация образовательного учреждения не должна являться основанием для исключения работы, связанной с педагогической деятельностью в данном учреждении, из стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии.

Педагогическому работнику при назначении пенсии из специального стажа были неправомерно исключены периоды работы в Новой альтернативной школе-центре "Лучик", и в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик", ввиду того, что наименование данных организаций не предусмотрено в списке должностей. Вместе с тем, как отметил суд, действующее законодательство с учетом изменения требований к организационно-правовым формам образовательных учреждений (организаций) не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с такими организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях; основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в данном случае функциональных обязанностей педагогического работника, с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали.

Включение работы в учреждениях не поименованных в списках

Пенсионными органами неправомерно не включен в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды ее работы по должности учителя начальных классов в школе-комплексе в связи с тем, что учреждение не поименовано списком, и по должности учителя начальных классов в центре образования, в связи с тем, что такой вид как центр образования не предусмотрен. Суд пришел к выводу о включении в подсчет специального стажа истца указанных выше периодов ее работы, поскольку из представленных документов усматривается, что учреждение, в котором работала истец в спорные периоды времени, при своей деятельности реализовывало общеобразовательные программы, действовало на основе закона об образовании, имело соответствующие лицензии, при этом, истец в спорные периоды времени работала на полную ставку в режиме полного рабочего дня и полной рабочей недели, то есть осуществляла педагогическую деятельность в учреждении и на должности, предусмотренных соответствующим Списком.

Заявителю неправомерно не засчитали в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды работы по должности учителя физической культуры в учебно-воспитательном комбинате с углубленным изучением иностранных языков "Детский сад-школа", в связи с несоответствием наименования учреждения позициям списка должностей. Суд определил зачислить указанные периоды в стаж, поскольку заявитель осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной списком, на полную ставку, в режиме полного рабочего дня, с полной рабочей нагрузкой, при этом, его работа протекала в общеобразовательном учреждении для детей - школе, а учреждение, в котором работал истец в спорный период времени, при своей деятельности реализовывало программы общеобразовательного учебного заведения, действовало на основе Закона РФ "Об образовании", то есть истец, будучи преподавателем (учителем), фактически осуществлял педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении.

Включение учебного отпуска в педстаж

Периоды учебных отпусков включаются в специальный стаж работы, дающей истице право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Нахождение в отпуске без сохранения зарплаты не подлежит включению в специальный стаж

Ни в нормативных правовых актах Союза ССР, действовавших на момент предоставления отпуска без содержания по уходу за ребенком, ни в новом пенсионном законодательстве период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

(судебная практика адвокатов КАМ «ЮрПрофи»)
(извлечение)

Суд в составе председательствующего судьи Давлетовой Т.В.
с участием адвоката КАМ «ЮрПрофи»

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.Ф. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации о признании права на досрочную пенсии педагогическому работнику,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковым заявление о досрочной пенсии педагогу к ответчику и просит обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации включить периоды работы с 29 августа 1992 года по 07 ноября 2000 года в общий трудовой педагогический стаж и назначить ему, Г.А.Ф. с 07 октября 2016 года досрочную пенсию, как педагогу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность, начислить и произвести выплаты пенсии с 07 октября 2016 года на день вынесения решения суда, мотивируя следующим:

07 октября 2016 года он обратился в Государственное Учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной пенсии педагогу по старости в соответствии с п.п. 10 п.1 ст.28 Ф3-№173 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Коллегиальным решением (Протокол заседания комиссии по вопросам пенсионного обеспечения № 4 от 19.01.2017 г.) ГУ УПФ РФ ему выдан отказ в досрочной пенсии, с мотивировкой – «в связи с отсутствием необходимого стажа».

Свои выводы Комиссия по вопросам пенсионного обеспечения основывала на том, что в период с 29.08.1992 года по 07.11.2000 года он работал в вечерней (сменной) школе рабочей молодежи в должности учителя русского языка и литературы, однако с 04.06.1991 года указанная школа была реорганизована в Центр образования взрослых (школа- ЦОВ).

При назначении досрочной пенсии педагогам за период до 01.11.1999 года подлежали применению списки профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, с 01.11.1999 года – Списки должностей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, после этой даты, а именно с 01.01.2002 года подлежало применению Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

В указанных Списках не предусмотрено наименование учреждений «Вечерняя (сменная) школа рабочей молодежи, Центр образования взрослых», поэтому периоды работы в вечерней (сменной) школе рабочей молодежи и в Центре образования взрослых (школа-ЦОВ) не могут быть учтены при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность.

По мнению Г.А.Ф., комиссией по вопросам пенсионного обеспечения ГУ УПФ РФ не принято во внимание Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П, согласно которого в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в школах всех типов и наименований.

В судебном заседании истец - Г.А.Ф. полностью настаивал на своем исковом заявлении, просил суд его удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца адвокат КАМ «ЮрПрофи» поддержала исковые требования Г.А.Ф. полностью.

Представитель Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации К.М.А., действующий на основании доверенности, иск не признал полностью, в судебном заседании пояснил, что период с 29 августа 1992 года по 07 ноября 2000 года Г.А.Ф. работал в вечерней (сменной) школе рабочей молодежи в должности учителя математики, однако, Пенсионному фонду не дано право оценивать документы, которые представил истец, самостоятельно, кроме того, в материалах дела не имеется документального подтверждения, что в период с 01 сентября 1993 года по 31 мая 1994 года в школе - Центре образования взрослых (школа ЦОВ) обучалось более 50% детей в возрасте до 18 лет.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям

Сложившаяся судебная практика, а именно п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» свидетельствует о том, что при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в педагогический стаж периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными следует иметь ввиду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных либо муниципальных учреждениях назначение такой пенсии гарантировалась на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19(части 1 и 2), 35(часть 1), 37(части 1 и 3), 39(части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в образовательных учреждениях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», и «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей»: Правила утвержденные пунктом 1 настоящего постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01 ноября 1999 года.

Согласно п.6 «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067: «Работа в соответствующих должностях в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, открытых (сменных) общеобразовательных школах, вечерних (сменных) профессиональных училищах и в учреждениях среднего профессионального образования засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, при условии обучения в указанных школах, центрах, училищах и учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, Г.А.Ф. работал в период с 29 августа 1992 года по 07 ноября 2000 года в Центре образования взрослых (школа ЦОВ).

В Центре образования взрослых (школа ЦОВ), в период с 1992 года по 2000 год включительно, согласно сведений содержащихся в отчетах государственной статистической отчетности Центра образования взрослых, утвержденных постановлением Госкомстата России формы № ОШ-5, в ЦОВ обучалось ежегодно более 50 процентов детей в возрасте до 18 лет. Кроме того, отчеты формы № ОШ – 5 за 1992 – 1993 и 1994 – 1995 учебные годы содержат сведения о количестве детей – учащихся 9-12 классов в возрасте до 18 лет, 505 учащихся на 01 сентября 1992 – 1993 учебного года и 640 человек на 01 сентября 1994 – 1995 учебного года соответственно. При этом, количество учащихся в возрасте 18-29 лет составило всего 4 человека. Данные отчеты согласуются с отчетами гороно Администрации города о выполнении плана по штатам и контингентам по начальным, восьмилетним, средним школам, вечерним (сменным) и заочным общеобразовательным школам за 1993 – 1994 год, из которых следует, что на начало 1993 года (январь 1993 года) количество обучающихся по школе ЦОВ составляло 505 человек, на конец 1993 (декабрь 1993 года) года численность обучающихся выросла на 186 человек и на 01 января 1994 года составила 691 человек. Кроме того, численность учащихся в возрасте до 18 лет подтверждается сведениями об обучающихся из классных журналов за указанный учебный год.
Следовательно, исковые требования Г.А.Ф. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,

Иск Г.А.Ф. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации, о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, удовлетворить.

Признать за Г.А.Ф. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации, включить периоды работы с 29 августа 1992 года по 07 ноября 2000 года в общий трудовой педагогический стаж и назначить Г.А.Ф. с 07 октября 2016 года досрочную пенсию педагогическому работнику.

Судья: Давлетова Т. В.

Здравствуйте Дмитрий.

Действительно, исходя из судебной практики период с ноября 1999 года в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей " - Список и Правила, в соответствии с пунктом 3 в выслугу для назначения досрочной пенсии засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года согласно Списку, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 , а уже после этой даты согласно Списку и Правилам.

С 2002 года указанные Список и Правила были отменены согласно на основании постановления Правительства Российской Федерацииот 29 октября 2002 года N 781 .

Между тем они применяются при определении права на включение в специальный стаж периодов работы приходящихся на период действия данных Списка и Правил.

Так вот согласно Списку и Правилам от 22 сентября 1999 года № 1067,работа в качестве директоров учреждений для детей, в том числе и детско-юношеских спортивных школ в выслугу лет не засчитывается.

Независимо от ведения преподавательской работы в выслугу включается работа в качестве:
директоров (начальников, заведующих) детских домов, санаторных детских домов и специальных (коррекционных) детских домов для детей с отклонениями в развитии;
заместителей директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в пунктах 1-7, 9, 10 Списка.
Работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) учреждений, указанных в других пунктах Списка, в выслугу не засчитывается.

Т.е. должность директора юношеской спортивной школы не подпадает в те пункты, которые подпадают под включения периодов их работы в специальный стаж после 1 ноября 1999 года, период же до 1 ноября 1999 года был включен, так как до принятия этих Списка и Правил, действующие до них положения это предусматривали, что также было отражено:

3. Установить, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» , утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 , а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.
http://docs.cntd.ru/document/1...

Более того, данные положения уже были предметом разбирательства Конституционного Суда Российской Федерации, что отражено в определении от 15 апреля 2008 г. № 235-О-О, полный текст по ссылке:http://legalacts.ru/doc/oprede...

Которым Конституционный Суд РФ также определил, что:

С 1 ноября 1999 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», согласно пункту 3 которого в выслугу, дающую право на указанную пенсию, засчитывались периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком , утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, а периоды работы после этой даты - в соответствии с утвержденными новым Списком и Правилами , в пункте 2 которых было оговорено, что работа в качестве директоров (начальников, заведующих), заместителей директоров (начальников, заведующих) ряда учреждений для детей, включая детско-юношеские спортивные школы, в выслугу лет не засчитывается.

Данные предписания, по сути, нашли отражение в подпункте «в» пункта 8 Правил, согласно которому работа в должности директора детско-юношеской спортивной школы (пункт 2 раздела «Наименование учреждений») засчитывается в стаж работы за период до 1 ноября 1999 года.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 392-О такое правовое регулирование применительно к льготному пенсионному обеспечению руководителей детских дошкольных учреждений, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в выслугу лет, признано не нарушающим конституционные требования и согласующимся с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации , выраженной им в Постановлении от 24 мая 2001 года N 8-П.

Эта правовая позиция в полной мере применима к директорам детско-юношеских спортивных школ, которые находятся в аналогичном правовом положении.

Т.е, как видно из приведенных ссылок нормативных - правовых актов, а также определения Конституционного Суда Российской Федерации, как позиция органов Пенсионного фонда Российской Федерации, так и судов рассматривающих данные споры, сходится в том, что период работы в данного вида учреждениях на должностях директор учитываются и включаются в специальный стаж лишь до 1 ноября 1999 года.

Эта же позиция нашла свое отражение и в действующем с 2002 года и по настоящее время постановлении Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, согласно которому:

8. В стаж работы засчитывается:

2. Директор (начальник, заведующий)

2. Учреждения дополнительногообразования детей

детско-юношеский

в) работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» списка за период до 1 ноября 1999 года.

По этой причине каких - либо иных оснований для удовлетворения такого рода требований просто нет, а значит на мой взгляд дальнейшие разбирательства по этому поводу, будут бесперспективны.