Таджикский национальный костюм. Национальная одежда таджичек (Фотолента) Как одеваются в таджикистане

10 лет назад, в 2006 году, будучи в командировке в Яване, мы узнали, что в кишлаке Хасани живет родственница известного русского писателя Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) - Дина Ивановна Пешкова. После выхода материала в «АП», об этой женщине написали другие СМИ и сняли телепередачу. Но через два года Дина Ивановна умерла. Ее светлой памяти я хочу посвятить этот материал.

Помню, как мы прибыли в кишлак Хасани, который находился приблизительно в 10 км от райцентра. Хозяйка дома ничем не отличалась от других таджикских женщин: невысокого роста, одета в национальную одежду, большой повязанный платок, только светлые глаза и незначительный акцент свидетельствовали о том, что перед нами - явно не таджичка.

Дина Пешкова жила здесь с 1967 года, с того времени, когда ее будущий муж - Шоди Камолов, учитель родного языка, после армии привез ее из Мокроусского района Саратовской области. Потом при беседе Дина Ивановна призналась, что она - уроженка Архангельска, до 9 класса жила вместе с родителями, братьями и сестрами в поселке Тарнога Печенского района. Ее отец, Иван Васильевич Пешков был двоюродным братом Алексея Максимовича Горького по отцу. Их семья была многодетной - семеро детей. По словам женщины, она смутно помнит, как ее отец рассказывал, что они является родственниками великого писателя.

Но, ведь Горький родился в Новгороде, а не в Архангельске? - спросила я тогда с недоверием.

Она сказала, что по рассказам отца, их семья переехала в Архангельск еще до становления советской власти. А в школе, где училась Дина, ей говорили, что она является родственницей писателя, но она никогда не гордилась знаменитым дядей...

Говорить Дине Ивановне на русском было трудно, потому что все время было необходимо подбирать нужные слова, которые она забыла из-за отсутствия общения: ведь в кишлаках никто на русском языке не говорит.

Как же она встретилась со своим мужем? Наверное, многие хотят узнать, как девушка из русской глубинки волею судьбы попала в глубинку таджикскую. По рассказу Дины Ивановны, в архангельской станице работу молодая девушка найти не могла. Поэтому поехала к сестре под Саратов, где училась в вечерней школе и работала поваром в Мокроусской райбольнице. На выходные, однажды попав в кино, она там случайно встретилась и познакомилась с молодым солдатом из расположенной рядом с поселком воинской части, у которого была увольнительная. Черноволосый и темноокий солдат Шоди Камолов встречался с Диной несколько месяцев и уже тогда решил, что обязательно должен связать с ней свою жизнь. Поэтому написал матери письмо, чтобы подготовить ее. Хотя Шоди был единственным сыном тети Сафармо и она уже давно приметила себе невестку в кишлаке, мать дала разрешение на свадьбу и после демобилизации они приехали в Таджикистан.

Конечно, не все было легко в ее жизни. Как призналась Дина Ивановна, ей было очень трудно жить в кишлаке: язык она не знала, трудно было общаться. Муж не всегда был рядом, да и работы для необразованной русской женщины нигде на селе не нашлось. Она была вынуждена мыть полы в школы, устроившись уборщицей. По вечерам, помыв полы в кабинете русского языка, она часами смотрела на портрет Горького.

Акаи Шоди, рассказал случай, когда его родной дядя - седобородый старик, не приняв иноверку в свой дом, каждое утро, когда Дина подметала по утрам большой двор, проходя мимо, говорил: "Падарланат, чи хели?" (Как дела, проклятая?). Однажды Дина спросила у мужа, что означают его слова? Чтобы подшутить над женой, акаи Шоди объяснил, что это - национальное приветствие. И каково же было негодование свекрови, когда молодая невестка следующее свое утро начала с проклятий…. Мама тогда за целый час с метлой гонялась за сыном.

Были в их жизни и другие случаи. Например, Шоди-ака по молодости, погуляв на стороне, решил развестись с женой и выгнал ее с годовалым ребенком из дома, сказав, чтобы она возвращалась в Россию. Со слезами на глазах прибежала невестка к дяде мужа, просила помочь с покупкой билета на поезд… Старик был вне себя, вот где пригодился его крепкий посох: он бил Шоди, приговаривая: "Ты сам вырос без отца, хочешь и сына безотцовщиной сделать? Что тебе плохого сделала моя невестка?"

По рассказу Дины Ивановны, ее, несмышленую 16-летнюю девчонку премудростям таджикского быта научила свекровь. Но я была свидетелем, попробовав вкусные и большие лепешки, что «очаи Зафар» (так, по имени старшего сына к ней обращались жители кишлака), даст фору любой мастерице. Она просто со всеми домашними делами прекрасно справлялась. И для своих невесток была самой лучшей свекровью - доброй, внимательной и понимающей. Научила их готовить русские блины, пирожки, оладьи.

Кстати, за сорокалетнюю совместную жизнь в семье Камоловых родилось 10 детей: 7 сыновей и 3 дочери. За это время ее родные приезжали к Дине всего дважды: один раз мама, так как отца к тому времени не стало, и через несколько лет младший брат - Иван. Сами же Камоловы с младшим сыном ездили в Архангельск лишь однажды - в 1984 году. Родные обрадовались приезду сестры, хотя удивились ее таджикской одежде, платку, шароварам. Дина Ивановна рассказывала, как вся станица попробовала привезенные ими таджикские дыни. Во время гражданской войны сестры и братья звонили таджикской сестре, волновались за ее семью. Дина Ивановна до конца жизни поддерживала с родными связь по телефону, но больше в Россию не ездила.

Зато несколько лет назад, когда послом России в Таджикистане был Максим Александрович Пешков - внук великого русского писателя, они с мужем сходили в посольство и познакомились с ним. Он долго расспрашивал про отца Дины, про других родственников, так как хорошо знаком со своей родословной. А Дине Ивановне было трудно всех вспоминать, так как она уехала от родителей в 16 лет. Но когда она назвала имя тети, которая живет в Ленинграде, у Максима Пешкова больше не осталось сомнений, что Дина - их родственница. Посол обещал приехать к ним в гости с женой, но его дипмиссия в Таджикистане закончилась и больше они не виделись, хотя он и оставил родственнице свои координаты.

При нашей встрече она призналась, что уже прижилась здесь, с мужем, с семьей. Когда приехала сюда впервые, был месяц рамазан, все держали пост, Дина тоже - за компанию, потом научилась читать намоз, стала правоверной мусульманкой. Родила и вырастила детей, потом уже внуков. Но что удивительно: никто из детей не похож на мать, нет в них славянских черт лица. А внуки - пошли в бабушку: почти у всех русые волосы и светлые глаза.

Вся осознанная жизнь Дины Ивановны прошла здесь. Вместе с тем, она призналась, что скучает по российским равнинам, ей снится отчий дом, полярные ночи, вся ее родня. Сын ездил в Архангельск, привез пачку фотографий, а она смотрела на них и плакала… Еще она рассказала, что ее младший сын полюбил русскую девушку и скоро привезет из России, и она будет с ней общаться на родном, русском языке. Не знаю, дождалась ли Дина Ивановна свою соотечественницу в качестве невестки, но года через два я случайно узнала, что героиня моего очерка заболела и умерла. Ее похоронили по мусульманским традициям. Такова судьба русской женщины, которую любовь привезла полвека назад в Таджикистан и оставила вечно покоиться здесь, на таджикской земле…

P.S. Вкус таджикских лепешек, которыми угостила меня Дина Пешкова в 2006 году, я помню до сих пор.

Мушкинисо, Тоджинисо, Файзинисо – три женщины, живущие в одной стране и имеющих разные взгляды на жизнь.

Законодательство Таджикистана каждой женщине гарантирует равные права с мужчиной, однако никто из них не имеет одинаковых условий для полной реализации этого права.

Мушкинисо Азизова , сельская женщина, одетая в традиционную таджикскую одежду, с утра до вечера занимается домашними делами. Она не далека от событий в Таджикистане и за его пределами. Основным источником информации для нее является беседы с подругами и соседями.

Ее супруг на протяжении 10 лет находится в трудовой миграции в России, приезжая ежегодно на два-три месяца в зимний период, когда в селении нет электричества.

За годы совместной жизни в этой семье появились двое сыновей и одна дочь. Их дочь вышла замуж, а сыновья учатся в школе. Мушкинисо рассказывает, что иногда ходит по мероприятиям соседей и родственников, а остальную часть жизни она посвящает работе по дому.

«Живу только одной надеждой, чтобы мои дети и родственники были живы, здоровы и счастливы. Главная цель в моей жизни - это, чтобы мои сыновья выросли, получили образование и присматривали за мной», - говорит она.

Мушкинисо будучи школьницей мечтала стать врачом или милиционером, однако ее мечтам не суждено было сбыться. Ее выдали замуж в возрасте 18 лет.

Тоджинисо Рахимова входит в тип городских женщин, которые одеваются в европейскую одежду, обеспечив себе экономическую независимость. Она работает в организации, изучает на платных курсах английский язык и последние новости узнает из прессы. Она считает важным знать о мировых тенденциях и мечтает стать профессиональным журналистом.

«В этом году окончу университет по специальности журналистика и в будущем хочу стать профессионалом своего дела. Хочу заниматься экономикой и освещать экономические проблемы народа Таджикистана», - говорит она.

Идеалом для этой девушки является образованная женщина, у которых она учится манере разговора, часто общается с ними и хочет быть схожей с ними. Тоджинисо говорит, что потенциал для развития женщины в Таджикистане существует, и она намерена пользоваться этим правом.

Файзинисо Вохидова , известная адвокат, которая на протяжении 25 лет занимается правозащитной деятельностью. Она отмечает, что у нее были дела, которые угрожали ее жизни. По ее словам, жизнь женщины заключается не только в том чтобы, заключить брак, родить детей, воспитать их и ухаживать за родственниками супруга.

«Я считаю себя человеком, когда буду играть какую-либо роль в этой жизни, иметь свое мнение, иметь условия для развития своей личности, чтобы укрепиться в обществе. Я себя считаю человеком, когда есть что мне сказать и выражаю свою позицию. Моя цель бороться за социальную справедливость в обществе» , - говорит она.

В Таджикистане можно выделить три типа женщин, которые отличаются друг от друга, но в целом они являются таджикскими женщинами. Однако в докладах международных и местных организаций таджикская женщина представлена как жертва всех видов насилия.

Согласно данным неправительственных организаций, 47 процентов таджикских мужчин считают, что роль женщины в основном заключается в рождении ребенка, его воспитании и сидеть дома. За последние 20 лет сотни женщин покончили жизнь самоубийством по причине насилия в семье. Это явление в основном наблюдается в сельских районах, где проживают до 70 процентов населения Таджикистана.

По официальным данным, только 83 процента девушек охвачено обязательным средним образованием. В настоящее время на улицах и рынках можно столкнуться с женщинами, которые занимаются тяжелой работой - на хлопковых плантациях или работают дворниками.

Статистика и реальная ситуация свидетельствует о гендерном неравноправии в Таджикистане. Эксперты, указывая на слаборазвитую экономику Таджикистана и массовую трудовую миграцию мужчин, которые являются основными факторами проблем женщин, отмечают, что неуважение и насилие в отношении женщин является традиционным явлением.

Кобилджон Боев , имам-хатиб одной из мечетей города Душанбе, говорит, что ислам не запрещает женщинам получать образование, и согласно шариату роль женщины в исламском обществе более высока, чем не в исламском обществе.

Основным фактором проблем таджикских женщин Боев видит в их необразованности. «Основная проблема заключается в наших родителях, которые не создают условия для получения образования женщинами. Когда наши девушки столкнулись с экономическими проблемами, эта традиция наносит ущерб... Необходимо приложить усилия, чтобы они не были дворниками, а работали в государственных учреждениях и соблюдали каноны ислама» , - говорит он.

Таджикский ученый Зафар Мирзоён считает, что насилие в отношении женщин распространилось среди таджиков во времена арабского завоевания, в результате чего это явление вошло в традицию таджикского общества. Он отмечает, что во времена Кира Великого если на предприятии до 40 процентов рабочих составляли женщины, то руководителем предприятия в обязательном порядке становилась женщина. По его мнению, некоторые доводы религиозных деятелей республики по вопросу свободы женщин не имеют основания.

«Отсталость общества на Востоке заключается в отдалении женщин от общества», - говорит он. По его словам, порядка 50 процентов общества на Востоке составляют женщины, и эту половину ограничили до такой степени, что они не задействованы в науке и производстве.

Эксперты отмечают, что в ситуации, когда для мужчин нет места в производственной промышленности Таджикистана, несправедливо говорить о возможностях для женщин. Споры вокруг гендерного равноправия в Таджикистане ведутся на протяжении нескольких лет, и предлагаются различные способы решения проблемы со стороны международных и местных экспертов.

Гулрухсор Сафиева , известная таджикская поэтесса, считает, что нельзя делить женщин по признаку ее образованности или смотреть на всех женщин одинаково, так как речь идет, прежде всего, о человеке. По ее мнению, проблемы, с которыми сталкивается общество, одинаковы как для женщин, так для мужчин.

Председатель Ассоциации женщин с высшим образованием Гулджахон Бобосадыкова считает, что при советском строе разницы между городскими, сельскими и учеными женщинами не существовало.

«В тяжелые годы сразу же после получения республикой независимости общество было разрознено. Город был в городе, село было в селе. В настоящее время наблюдается тенденция объединения и решение проблем общими усилиями. Если силы объединены, найти решение будет легко, будут сделаны правильные выводы, будут оказывать помощь друг другу», - говорит она.

Зебунисо Рустамова известная личность среди таджикских женщин, которая четырежды стала чемпионом мира, бронзовый олимпийский призер, трижды чемпион Европы, 15 раз является чемпионом Советского Союза и 20 раз становилась чемпионом Таджикистана по стрельбе из лука. По ее мнению, необходимо приложить усилия для развития всех таджикских женщин.

«Большинство наших женщин говорят, что сидят дома, однако занимаются ненужными делами. Вместо того, чтобы повышать свою культуру, собираются в одном месте и разговаривают не о чем с утра до вечера. Если у них будут условия, то они будут заниматься над повышением своей культуры», - говорит она.

По словам представителя Комитета по делам женщин и семьи Мукаррамы Насруллоевой , необходимы перемены в таджикской семье, а также изменить понимание мужчин и других членов семьи, которые подвергают насилию своих жен и сестер.

«Самым важным является взаимоотношения в семье между мужчиной и женщиной. Однако, судя по обращениям, поступающих в наш Комитет, большинство молодых женщин жалуются на свою свекровь. Свекрови должны понимать, что когда к ним приходит молодая девушка из другой семьи и среды, то они должны способствовать тому, чтобы новый член семьи привык к новому обществу. Поэтому не надо вмешиваться в жизнь молодых», - считает она.

По данным Комитета, за последние полгода в центр «Бовари» за психологической и юридической поддержкой обратились 375 женщин.

В Таджикистане в большинстве государственных органов на пост одного из заместителей руководителя назначаются женщины. В Маджлиси намояндагон (нижней палате парламента) из 63 депутатских мандатов 12 принадлежат женщинам, в Маджлиси милли (верхней палате) из 34 мест пять у женщин.

Однако эксперты считают, для изменения ситуации с правами женщин в обществе Таджикистана необходимо всестороннее реформирование. По их мнению, правительству республики и неправительственным организациям необходимо создать условия для женщин, чтобы они могли обеспечить свою экономическую независимость.

Фарход Милод, Радио Озоди

Если вы отправляетесь как турист, то вы должны помнить, что это абсолютно безопасно, потому что Таджикистан – это полицейское государство, и если вы не будете заезжать в какие-то отдаленные районы и надевать там очень короткую мини-юбку, то все будет хорошо. В последнее время таджикское общество, как и многие другие, переживает этап возврата к консерватизму и национальным культурным ценностям – это закрытая одежда для женщин и нормативная одежда для мужчин, потому что мужчины там не ходят в шортах, например. Но вам, как туристу, можно этого не повторять, если вы не будете заезжать в какие-то отдаленные уголки или не будете появляться в таком виде в мечетях и так далее.

Самая большая опасность, которая вас ждет – там очень легко отравиться пищевыми продуктами. При всей моей любви к таджикам, Душанбе и таджикским горам, культурной музыке и всему остальному яркому, прекрасному и красивому, но готовить в общепите – у них это не всегда чисто. Несколько лет назад я обошел десяток самых неплохих кафе Душанбе, но практически нигде не было хорошего сервиса. Более того, мне каждый раз, когда я туда ездил, удавалось отравиться. Конечно, это происходит не из-за какой-то нечистоплотности, а из-за того, что там жарко, и на жаре быстрее размножаются бактерии. А люди просто плохо моют руки. Поэтому там лучше есть какую-то простую еду – например, лепешку, только что вытащенную из тандыра. Желательно не есть какой-нибудь суп, потому что он мог простоять несколько дней. То есть питаться нужно очень осторожно, и желательно, если вы возьмете с собой лекарства вроде активированного угля.

Не пейте воду из арыков! Местные жители в селах обычно часто пьют оттуда воду, и она в арыках достаточно чистая, но не для нашего желудка. Не ешьте много жирной пищи, потому что потом будет очень тяжело, хотя все будут часто вас угощать и радушно принимать.

Туристу, которому предлагают сервис и дополнительные пакеты с экскурсиями и так далее, нужно понимать, что уровень жизни там достаточно низкий, как и все цены. У вас должен вызвать какие-то сомнения тот факт, если вы почувствуете, что цена слишком высока. Тогда не нужно идти на это, потому что это вполне может оказаться обманом.

Везде можно дешево поесть, дешево нанять такси. Можно много чего посмотреть, и в первую очередь – это горы, горные озера, прекрасные горные села, дороги, ущелья. Но горные дороги в Таджикистане, как и везде, очень опасны, поэтому нужно быть предельно осторожными. 
Не могу сказать насчет тех мест, куда точно не стоит ходить, да и вряд ли они туристу попадутся, потому что обычно все посещают какие-то заезженные туристические маршруты. Да и Таджикистан достаточно безопасен. Было бы интересно съездить посмотреть на дворец президента Рахмона. Возле Душанбе есть прекрасное и очень популярное горное ущелье, которое называется Варзоб – там очень много зон отдыха, там ловят рыбу и при вас же ее жарят. Очень неплохие в Душанбе музеи – там есть на что посмотреть. Но в Таджикистане нет каких-то жемчужин, как, например, в узбекском городе Самарканд. Нет там чего-то грандиозного.

Впрочем, вы правы, если абсолютная безопасность одних является следствием серьёзной опасности для других (например, для большого числа местных граждан). Так как я не знаю хорошо ситуацию в Таджикистане, то не могу настаивать.

Ваши слова звучали бы смешно, если бы касались людей, живущих в Таджикистане. Но здесь, думаю, неправ я.

Цитирую Камила:

Ничего не могу сказать насчет красоты что тут описано выше, но в Узбекистане многие звезды ТВ шоу, актеры и певцы не узбеки, ровно также как и само население в основном состоит не из узбеков. Приведу некоторые примеры: певица Юлдуз Усманова - по нации уйгурка, певица Райхон - по нации уйгурка, певица Шахзода - по нации каракалпачка, певица Лола Ахмедова - таджичка родом из Денау, Сурхандарьинская область, певица Насиба Абдуллаева - по нации иранка, родилась в Самарканде, певец Самандар Хамрокулов - зеленоглазый таджик из Намангана, актеры Мурод Раджабов и его сын Адиз Раджабов - бухарские таджики итд, список можно продолжать до бесконечности. Все эти перечисленные господа прописанны узбеками по паспорту. Далее не надо путать сартов с узбеками, может какая то часть сартов перемешалась с узбеками, но некоторая часть нет. И потом сарты с узбеками никогда единым народом не были, их объединили лишь в Советскую эпоху. Эти два народа всегда воевали между ссобой и между ними смешанные браки были очень редки, так как сарты - это оседлые жители Ферганы, Ташкента итд. а вот узбеки - это потомки Дашти-кипчакского хана.

ТОМЪ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
ТУРКЕСТАНСКIЙ КРАЙ

составилъ
князъ В. И. Масальскiй
С.- ПЕТЕРБУРГЪ.
1913.

Въ Хивинскомъ ханстве узбековъ насчитывается около 336.000 душъ (64,7% всего населенiя), а въ Бухарскомъ – вероятно не менее 900.000-1.000.000. Такимъ образомъ, общее число узбековъ въ Туркестане достигаетъ не менее 2.000.000 душъ обоего пола, при чемъ они составляютъ главную массу населенiя въ Самаркандской области и въ некоторыхъ местностяхъ областей Сыръдарьинской и Ферганской, а также въ Хивинскомъ и Бухарскомъ ханствахъ, где, кроме того, они являются и господствующей народностью.

Таджики, составляют около 7% жителей русскихъ областей Туркестана, являются потомками древняго арiйскаго населенiя страны, вышедшаго изъ Ирана и занявшаго южную часть Средней Азiи во времена доисторическiя. Населенiе это, переживъ въ течетiе длинной вереницы вековъ рядъ нашествiй, войнъ и кровавыхъ смутъ, въ особенности тяжело отразившихся на немъ при господстве тюрко-монголовъ, частью смешалось съ завоевателями, частью же, подъ напоромъ последнихъ, было оттеснено въ гористую часть Туркестана и тамъ сохранило, въ большей или меньшей чистоте, свои племенныя черты. Въ настоящее время таджики населяютъ главнымъ образомъ южную горную часть страны; по даннымъ переписи 1897 г. ихъ насчитывалось: въ Ферганской области-114.081 душа обоего пола (7,25% всего населенiя области), въ Самаркандской области – 230.384 (26,78%) и въ Сыръ-дарьинской области – 5.557 душъ (около 0,40%). Въ Ферганской области таджики живутъ главнымъ образомъ въ Скобелевскомъ (Маргеланскомъ), Кокандскомъ и Наманганскомъ уездахъ, въ Самаркандской – въ Самаркандскомъ, Ходжентскомъ и Катта-курганскомъ уездахъ, а въ Сыръдарьинской-въ Ташкентскомъ уезде. Въ Закаспiйской области таджиковъ вовсе нетъ, а въ Семиреченской ихъ зарегистрировано всего 264 человекъ. Такимъ образомъ, общая численность таджиковъ въ русскихъ областяхъ края составляла, по даннымъ переписи, 350.286 человекъ, т. е. 6,63% всего населенiя. Въ Хивинскомъ ханстве таджиковъ вовсе нетъ, въ Бухаре же они составляютъ главную массу населенiя горныхъ частей ханства – Каратегина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана и другихъ областей верхняго течешя Аму-дарьи, а также отчасти бекствъ – Кулябскаго и Вальджуанскаго. Точныхъ сведенiй о численности таджиковъ въ Бухаре не имеется; по однимъ даннымъ они составляютъ около 30% всего населенiя, по другимъ, невидимому более достовернымъ, таджиковъ въ ханстве имеется не более 350-400 тысячъ; если принять последнюю цифру, то численность таджиковъ во всей Средней Азiи составляла ко времени переписи около 750.000 т. е. около 9% всего ея населенiя.

Отуреченiе таджиковъ, происходившее въ теченiе ряда вековъ, продолжается и въ настоящее время, проявляясь съ особой силой въ городахъ или же тамъ, где остатки таджиковъ разбросаны островками среди тюркскаго населенiя. Въ особенности заметно это явленiе въ Ташкентскомъ уезде, где во многихъ селенiяхъ таджики подверглись сильной сартизацiи, полузабыли свой языкъ и въ близкомъ будущемъ совершенно сольются съ сартами. Сарты довольны такимъ превращенiемъ, радуясь, что “рабъ, не знавшiй прежде человеческаго (сартовскаго) языка, теперь становится тюркомъ”, что же касается таджиковъ, то они относятся къ своей сартизацiи довольно равнодушно и даже, пожалуй, идутъ ей навстречу, такъ какъ, ставъ сартами, они избавляются отъ позорной клички раба (кулъ), данной имъ тюрками.

Сарты говорятъ на джагатайскомъ наречiи, отличающемся отъ узбекскаго и известномъ подъ названiемъ сарть-тiли.

В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.

Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.

Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.

Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).

Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.

Национальная одежда таджиков-мужчин

В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.

Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.

Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан ") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.

Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.

И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.

Женская национальная одежда таджиков

Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты ) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.

Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.

Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.

Отдельно следует сказать про паранджу ("фаранджи"). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты . К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.

Головные уборы таджиков

Мужской головной убор - тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".

Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.

Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.

В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.

Национальная таджикская обувь

Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.

Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".

Национальные таджикские украшения

Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.

Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.

Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!

Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.

Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.

Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм - представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной о

дежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой - европейской - одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.