Вашему карапузу исполнилось 3 месяца. Все его ощущения на этой неделе уже не на уровне инстинкта, а вполне осознанные. Это касается и физического развития, и психического, и осязательных/зрительных ощущений и пр. Кроха улыбается маме, начинает «разговаривать», выражает эмоции с помощью не только крика, но и мимики, движений, различных звуков. Словом, ваш малыш подрос. И это один из самых прекрасных периодов его развития.
Рост, вес, аппетит, сон, стул 12-недельного ребенка
- Сон
В 3 месяца ваша кроха спит уже 16-17 часов. Иногда меньше, иногда больше (индивидуально). По-прежнему мама встает ночью на кормление, и по-прежнему более 4 часов подряд малыш не спит.
Есть и такие чудо-богатыри, что спят беспробудно по 8 часов ночью, но это, скорее, исключение.
Периоды бодрствования становятся все дольше. Сейчас они достигают уже 1,5-2 часов. - Вес
Около 5200-5600 с прибавкой около 800 г за прошедший месяц. - Рост
Около 60-62 см с прибавкой около 2,5-3 см за прошедший месяц. - Прибавка в параметрах окружности головы — плюс 1,5 см.
- Кушает малыш 6 раз в сутки
Норма разовой порции — около 150 мл.
Прикормы пока не рекомендуются. - Кости ребенка пока еще хрупки
Крайне важна предельная внимательность родителей в обращении с чадом. К деформации костей может привести даже несвоевременная и неправильная посадка малыша или тугое пеленание. - Повышенный тонус мышц к 12-й неделе уходит
Движения осознанные, активные. - Прогулки должны стать доброй привычкой
3-6 часов в день положено находиться на улице. Сильный мороз или ливень — исключение.
При непогоде будет достаточно сна в коляске на балконе. Естественно, с учетом правил безопасности малыша. - Купание
По-прежнему, каждый вечер, для особо активных и возбудимых крох — в обед.
С детским мылом купаем дважды в неделю. - Уже работают слезные железы.
Что ощущает, чувствует и как общается ребенок в 3 месяца жизни
Ваш малыш уже совсем большой. Это не тот спящий «комочек» в вышитом уголке, которого только принесли из роддома. Это уже человечек, который способен осознанно двигаться и по-своему разговаривать.
Итак, чему научился маленький человечек к 3-м месяцам?
- С положения «на спинке» поворачивается налево и направо , на животик, с одного бочка на другой.
- Узнает свои ручки , знает, что они принадлежат именно ему, играет ими, изучает.
- Кисти практически открыты , пальчики согнуты лишь немного.
- Сжимает игрушку , которую ему дает мама, держит ее до нескольких минут, тянет в рот.
- Лежа на пузике, поднимает головку и держит ее (угол — 45 градусов).
- Пытается совершать ползающие движения , хотя сил на это пока не хватает.
- Если взять за ручки, подтягивается в положение «сидя».
- В вертикальном положении (у мамы на руках) головка не качается — держится уверенно.
- При поддержке подмышками опирается на стопы.
- Сует в рот только пальчики (не весь кулачок), а также мамин палец или игрушку, которую удается схватить.
- Следит за предметом , который перемещают перед его глазами, за людьми и питомцами.
- Помимо улыбки, сейчас маме приносит радость и смех карапуза. Смеется малыш также осознанно.
- Растет «лексикон» . Появляются, кроме гласных, звуки В, С и Ф. Кроха гулит и лопочет, отвечает маме, зовет ее, поет, воркует.
- Малыш запоминает ощущения от своих движений и пытается их повторить — повороты, ползание и пр.
- Прислушивается к каждому звуку , строя различные гримасы.
- Узнает маму с папой по голосам, лицам, запаху.
- Попадает руками по игрушкам, что мама вешает над кроваткой.
- Изучает все окружающие предметы , особенно его привлекают лица и крупные узоры.
- «Интересуется» музыкой — любит и спокойную классическую, и просто мобиль над кроваткой.
Стоит обратиться к педиатру, если ваша кроха…
- Не может поднять головку на 5 см (с положения на животе) и удерживать ее.
- Находясь в вертикальном положении, не может удержать головку .
- Лежа на пузике, не приподнимается , опираясь на предплечья.
- Не тянется к яркой игрушке, которую видит возле себя.
- Не ищет глазами источник звука и не следит за перемещаемой погремушкой.
- Не улыбается , когда мама с ним разговаривает.
Правила ухода за малышом в 12 недель: как справиться с возникающими проблемами?
Если вы еще не установили для карапуза четкий режим дня, срочно этим вопросом займитесь. Режим сна и питания крайне важен для правильного развития чада (да и маминого спокойствия).
- Лучшее время для отхода к ночному сну
— с 19.00 до 20.30.
Также стоит планировать и дневной сон. Ритуал перед сном должен повторяться изо дня в день, чтобы малыш к нему привык. Важна последовательность и добрая правильная привычка. - С утра обязательно будите свое чадо
В одно и то же время. Особенно, если ребенок спит более 10 часов. - Нерегулярные кормления
Малыши не могут просить есть по расписанию. Они могут просить еду в любое время. И, если первые пару месяцев вы шли крохе навстречу, сейчас пора «перевоспитываться» и укладываться в рамки режима.
Особенно, учитывая тот факт, что между кормлениями ребенок к груди просится от тоски по маме, а не от голода. Отклонения от графика в установленном режиме допустимы лишь на 20-30 минут. - Колики
Увы, пока еще эта проблема не ушла целиком. Поэтому не забываем укладывать малыша перед кормлением на пузико, гладить животик по часовой стрелке, поить специальным чаем и держать «солдатиком» после обеда/ужина. - Протирайте глазки чада по утрам
Делать это следует стерильным ватным тампоном (предварительно смочите в чистой воде).
Направление — от внешнего к внутреннему краю.
Наиболее остро в этот период стоит проблема реакции организма на прививку.
Как раз в 3 месяца (по желанию мамы) здоровому карапузу положена плановая вакцинация (прим. коклюш, дифтерия, столбняк и полиомиелит).
И реакция на нее бывает совершенно разной. Обычно после прививки повышается температура, начинается боль в мышцах и сонливость, возможна и аллергическая реакция.
Симптомы уходят за 2-3 дня. Но маме следует быть внимательной, ведь то, как отреагирует организм, никому неизвестно.
Не помешает также заранее выяснить, что можно и чего нельзя делать до и после прививки.
Развитие трехмесячного новорожденного в игре
Учитывая, что ваш карапуз уже способен хватать игрушки и тянуть их в рот, а также легко переворачиваться, пора немного пересмотреть вопросы безопасности. То есть оградить малыша от опасных предметов и обезопасить от падения с высоты.
А чтобы усовершенствовать полученные навыки, следует добавить в режим дня несколько полезных упражнений .
- Стимулируем перевороты Кроха — в положении «на спине». Поднимаем его правую ножку и нежно ведем налево, «перекидывая» через тело. Данный элемент — самый сложный для карапуза во всем процессе переворота. Поэтому ваша задача — помочь ему в тренировках.
- Стимулируем ползание Тут все просто: укладываем кроху на коврик (на полу) пузиком. Впереди него раскладываем яркие игрушки и помогаем своей ладонью, от которой оттолкнуться гораздо легче. Коврик можно приобрести специальный, развивающий, хотя это и не обязательно. Нежелательно делать это на диване, потому что нужна более твердая поверхность, чтобы малыш имел больше возможностей для отталкивания.
- Игры пока короткие и простые
Достаточно 15 минут. Если малыш устал раньше, «сворачивайтесь», пришло время отдыха. - Речевое развитие
Сейчас важно развивать «словарный запас». Наиболее успешно такие уроки проходят с помощью потешек, прибауток, песенок.
Все фразы произносите четко, чтобы малыш слышал их и видел ваш рот во время произношения. - Массаж
Помимо традиционного массажа, сейчас время наступило для развития мелкой моторики (непрерывно связанной с речевым аппаратом).
Поэтому массажируем стопы и ладошки, делаем пальчиковую гимнастику, трогаем и щупаем различные фактуры.
Используем шарики-ежики, вкладывая в ладошку малышу, поочередно — в левую и правую. Зажимаем такой шарик между его ладошками, и нежно крутим. - Найдите книжку с крупными и схематичными рисунками (либо нарисуйте сами)
Показывайте ребенку эти картинки, в обязательном порядке проговаривая каждую деталь рисунка. - Читайте вашему чаду
Неважно, что это будет — книга о вкусной и здоровой пище, стихи Ахматовой или сказки (малыш пока еще не понимает сути текста). Главное, как именно вы будете проговаривать слова.
Ребенок уже понимает ритм языка, и ваши «чтения» станут еще одним кирпичиком, заложенным в фундамент речевого и психоэмоционального развития. - Закаливающие процедуры
Без них тоже не обойтись, если вы хотите, чтобы малыш рос выносливым и здоровым.
Из наиболее популярных процедур: обтирания влажным полотенцем, воздушные ванны, постепенное снижение температуры воды в ванной на полградуса (до разумных пределов, конечно). - Развиваем координацию движений
Сейчас кроха с удовольствием тянется к игрушкам, развешанным мамой над кроваткой. Вешайте их так, чтобы карапуз мог дотянуться.
Только не простые колечки/шарики, а игрушки, которые издают звуки. Тогда у карапуза будет больше стимула к ним тянуться.
В первый год жизни ребенок развивается с поистине космической скоростью. Наблюдая за превращением сопящего младенца в сознательного человека, родители часто сравниваются темпы развития своего сына или дочки с переменами в других малышах. Это не возбраняется, но не слишком увлекайтесь. Не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, а все нормы относительны.
Что умеет ребенок в 1 месяц
От рождения до 1 месяца малыш много спит (почти 70% времени) и часто кушает, его действия рефлекторны, а движения хаотичны. К концу первого месяца он обычно фиксирует взгляд на предмете, реагирует на громкие звуки, узнает мамин голос, начинает агукать и пытаться поднять голову, когда лежит на животе.
Что умеет ребенок в 2 месяца
Малыш становится активнее и меньше спит. Может не просто узнавать маму, но и угадывать её настроение, провожает взглядом предмет, пытается дотянуться до него, схватить. Движения становятся более осмысленными. Ребенок начинает улыбаться.
Что умеет ребенок в 3 месяца
Ребенок уже уверенно держит голову, выпрямляет ножки, пытается приподняться на локтях, когда лежит на животе. Развивается координация рук и глаз. Малыш становится более эмоциональным - смеется, подражает мимике родителей, плачет, требуя внимание. В это время уже можно распознать характер маленького человека.
Что умеет ребенок в 4 месяца
Малыш уверенно переворачивается со спины на живот, ползает, пытается сесть. Появляются любимые игрушки, он хватает их, рассматривает, пробует на вкус. Различает своих и чужих, начинает реагировать на свое имя.
Что умеет ребенок в 5 месяцев
Многие малыши этом возрасте уже сидят с опорой и пытаются встать на ноги. Ребенок с радостью играет с предметами - бросает, стучит, облизывает и пр. Побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, произносит первые слоги. Обычно в это время у детей начинают резаться зубы.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
Дети в полгода самостоятельно садятся и сидят без опоры, пытаются встать на четвереньки, ползают по-пластунски. Малыш может пить из придерживаемой кружки, поднимает игрушки, перекладывает их, изучает. Ребенок в этом возрасте очень эмоционален - у него может часто меняться настроение.
Что умеет ребенок в 7 месяцев
Начинается «период непоседы» - ребенок активно ползает, встает у опоры, ходит за ручки. У малыша совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика. Он начинает подражать взрослым, произносить простые слова из двух слогов. В этом возрасте ребенок все пробует на вкус.
Что умеет ребенок в 8 месяцев
Малыш сам встает и свободно перемещается по знакомому пространству. Он может что-то принести или показать, машет ручкой на прощание, закрывает крышки, нанизывает кольца пирамидки. Любит танцевать. Появляются первые осознанные слова и большой диапазон эмоций.
Что умеет ребенок в 9 месяцев
Ребенок пробует есть ложкой, запоминает, куда мама положила предмет, знает слова «дай», «положи», «подойди» и т.п. Любит повторять действия взрослых, пытается манипулировать родителями при помощи крика и плача.
Что умеет ребенок в 10 месяцев
У ребенка в этом возрасте уже хорошо развита мелкая моторика, он выполняет более сложные действия, часто интересуется маленькими предметами, перекладывает их с места на место. Показывает части лица, называет животных, понимает слово «нет».
Что умеет ребенок в 11 месяцев
В это время малышу нравится быть самостоятельным (насколько это возможно) - он сам ест, пьет, одевается. Различает строгую речь, любит похвалу, много общается на «своем» языке.
Что умеет ребенок в 12 месяцев
Активно участвует в одевании, купании, кормлении. Начинает проявлять пищевые пристрастия. Знает, что делать с предметами, понимает все, что ему говорят. Сам может заявить о своих желаниях. Несмотря на «взрослость» очень нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам.
Также вы можете узнать основные правилаПравильное питание детей в первые месяцы жизни имеет важнейшее значение в поддержании здоровья, влияет на рост и развитие ребенка. Качество питания влияет на процесс пищеварения и прибавку массы тела ребенка. (В первые шесть месяцев жизни ребенок увеличивает массу своего тела в два раза, а в течение первого года жизни она увеличивается в три раза). В этот период жизни роль рационального питания трудно переоценить.
Молоко матери является лучшим питанием для младенцев, т.к. оно содержит все необходимые ребенку пищевые ингредиенты и биологически активные вещества.
Однако, когда грудное вскармливание не возможно, необходимой становится искусственное вскармливание младенцев. При этом необходимо выбрать качественную молочную смесь.
№ | Наименование смеси | Особенности смеси | Производитель | Содержание основных пищевых веществ и энергии в 100 мл готовой смеси | ||||
Белки, г | Жиры, г | Углеводы, г | Железо, мг | Ккал | ||||
Смеси отечественного производства | ||||||||
1 | МалюткаНоваяформула | Сухая молочная смесь высокой степени адаптации по всем нутриентам. Содержит: таурин, L-карнитин, селен, йод. Обладает профилактическим эффектом, алиментарно-зависимых состояний, йоддефицитных состояний. | Нутриция, Россия | 1,6 | 3,5 | 7,4 | 10,0 | 68,0 |
2 | Нутрилак 0-12 | Сухая обезжиренная молочная смесь с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержание белка понижено. Содержит: таурин, L -карнитин. Низкая осмолярность смеси | Нутритек, Россия | 1,5 | 3,4 | 7,4 | 0,8 | 66,6 |
Смеси зарубежного производства | ||||||||
3 | Беби | Сухая обезжиренная молочная смесь с преобладанием сывороточных белков. Углеводы — в виде лактозы. Содержит: таурин, L -карнитин, железо, селен | Kolinsk, Словения | 1,54 | 3,5 | 7,04 | 0,9 | 66,7 |
4 | Бона | Приготовлена на сухом, частично обезжиренном коровьем молоке, деминерализованной молочной сыворотке. Содержит: таурин | Нестле, Финляндия | 1,5 | 3,5 | 7,3 | 0,73 | 67,0 |
5 | Дамил | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: 100% растительные жиры, L-карнитин, таурин, йод, селен | Дания | 1,5 | 3,6 | 6,99 | 0,89 | 66,5 |
6 | Мамекс плюс | Сухая обезжиренная молочная смесь с сывороточным белками и растительными маслами, комплексом витаминов и минералов. Содержит: таурин, селен, B-каротин, олигосахариды, фосфолипиды, нуклеотиды | Интернейшл Нутришнл Ко, Дания | 1,46 | 3,61 | 7,25 | 0,77 | 67,3 |
7 | МДмил | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: нуклеотиды, селен, таурин, инозитол. | Франция«Летри де Краон» | 1,6 | 3,6 | 7,5 | 0,6 | 68,9 |
8 | Нан | Сухая обезжиренная молочная смесь, улучшенного состава, с высоким превалированием модифицированных сывороточных белков. Количество белка понижено. Содержит: нуклеотиды, таурин, L-карнитин, железо, селен, йод. Обеспечивает профилактику алиментарно-зависимых состояний, обладает антиоксидашной защитой. | Нестле, Швейцария | 1,2 | 3,6 | 7,5 | 0,8 | 67,0 |
9 | Нестожен | Сухая частично обезжиренная молочная смесь. Белковый компонент преимущественно состоит из казеиновой фракции. Содержит: таурин, L-карнитин, железо. Обеспечивает профилактику срыгиваний, алиментарно-зависимых состояний. Вызывает чувство насыщения | Нестле, Швейцария | 1,7 | 3,4 | 7,4 | 0,8 | 67,0 |
10 | Нэнни | Сухая молочная смесь на основе обезжиренного козьего молока, полностью адаптирована. Содержит: железо, йод, холин, карнитин, таурин. Обладает антиоксидантным эффектом. Назначается с рождения для профилактики алиментарно-зависимых состояний, пищевой аллергии. Противопоказана при лактазной недостаточности, непереносимости белков козьего молока | Голландия Бибиколь | 1,5 | 3,6 | 7,6 | 0,85 | 69,0 |
11 | Пилтти | Приготовлена на коровьем молоке с добавлением деминерализованной молочной сыворотки. Содержит: карнитин, таурин, лактозу, декстрин-мальтозу | Ван ден Берг Фудс, Финляндия | 1,5 | 3,5 | 7,0 | 0,7 | 65,0 |
12 | Симилак | Сухая обезжиренная молочная смесь. Содержит: таурин | Абботт.ЛабораторияСША/Дания | 1,5 | 3,6 | 7,3 | 0,15 | 67,6 |
Участковы педиатр. Профилактическая медицинская помощь/Н. Л. Черная
Еще сегодня ваш ребенок – несмышленый грудничок, но совсем скоро по дому будет бегать активный годовалый малыш. Чтобы знать, все ли необходимые навыки вовремя приобретает младенец, нужно отслеживать его развитие по месяцам.
Первый год жизни: календарь развития ребенка
Представляем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения до достижения им . Период до года – это тот этап жизни, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающих, поэтому это один из самых важных жизненных этапов. Поэтому читаем внимательно. Но сначала хотим показать вам короткое видео-резюме о развитии ребенка по месяцам:
Первый месяц
Основные моменты развития ребенка второго месяца жизни:
- реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону его источника;
- исследует собственные ладони и пальцы, сжимает их в кулачки и рассматривает;
- делает первые неловкие попытки дотянуться до погремушки;
- рефлексы новорождённого постепенно угасают;
- у ребенка совершенствуется зрительный аппарат, с этого возраста малыш начинает проявлять интерес к ярким предметам.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 800 г.
Увеличение роста – на 3 см.
Третий месяц
- будучи поднятым в вертикальное положение и коснувшись ступнями поверхности, пытается оттолкнуться ножками;
- гулит и имитирует звуки, произносимые взрослым (“ма-ма”, “а-гу”);
- дотягивается до игрушек, хватает их и тянет ко рту;
- радуется играм со взрослым, в случае прекращения игры может заплакать;
- в 5 месяц у многих детей начинается прорезывание первых зубов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 700 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Шестой месяц
- , к концу 6-ого месяца может отползти на 20-30 см к предмету;
- вставая на четвереньки, учится раскачиваться вперед-назад, что способствует укреплению навыка ползания;
- в игре использует обе ручки, перекладывает игрушки из одной руки в другую;
- играет на развивающем коврике с небьющимся зеркалом, отдает предпочтение музыкальным игрушкам;
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 650 г.
Увеличение роста – на 2 см.
Седьмой месяц
- тянется за предметом или к маме обеими руками;
- садится с помощью взрослого и ;
- пытается привлечь к себе внимание, проявляет интерес к простым играм (“ку-ку”, “ладушки”);
- активно пропевает звуки, появляется простое звукоподражание голосов животных (“га-га”, “кря-кря”);
- любит листать книжки и рассматривать яркие картинки.
Увеличение роста – на 2 см.
Восьмой месяц
Ребенок ведет себя гораздо активнее, чем в предыдущие месяцы. Он может садиться и передвигаться с помощью ползания, встает в кроватке. Малыш легко отличает своих родителей от посторонних и сможет найти их лица даже на фотографии. Проявляет желание самостоятельно держать ложку при приеме пищи. Понимает простые просьбы -что-то показать или принести одни из своих игрушек.
- Физическое развитие
Испытывает удовольствие от ходьбы и осваивает приставные шаги возле любой доступной опоры. Самостоятельно садится, во время ползания может вставать и раскачиваться на четвереньках.
- Психомоторное развитие
Лепечет, повторяя слоги “ма-ма-ма”, “ба-па” и т.д. Осваивает движение прощания рукой. Любит играть в “ку-ку”, “ладушки”. При вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человека.
Основные моменты развития ребенка восьмого месяца жизни:
- держась за опору, ;
- легко ориентируется и перемещается с одного места на другое;
- ребенку уже меньше нравится лежать, он старается принять вертикальное положение при любом удобном случае;
- активно лепечет, словарный запас пополнятся новыми звуками и простыми словами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 550 г.
Девятый месяц
Стоя на ножках и пытается делать первые неуверенные шаги, держась за опору. Он еще не научился опускаться на пол без падения, поэтому может часто падать. К концу месяца ребенок научится лучше удерживать баланс и равновесие. Кроха уже хорошо пьет из поильника с носиком и учится пить из взрослой кружки.
- Физическое развитие
Малыш активно начинает учиться самостоятельной ходьбе. Девятимесячный кроха садится и встает на ножки, держась за опору, без помощи взрослого. Ходит при поддержке за обе руки.
- Психомоторное развитие
Начинает подражать сам себе, повторяя случайно возникшие звуки и слоги. Реагирует на собственное имя. Играет в “ладушки”, машет “пока-пока”.
Основные моменты развития ребенка девятого месяца жизни:
- садится из положения лежа на спине/животе самостоятельно;
- во время ползания может разворачиваться и перемещаться в любую сторону, а не только вперед;
- хорошо запоминает названия окружающих предметов и по просьбе показывает их;
- реагирует на слово “нельзя”, понимает запреты;
- много лепечет на собственном языке, понятном только близким.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 500 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Десятый месяц
Малыш может удерживать равновесие и даже делать несколько шагов подряд, пока его не подхватит взрослый. по 15-20 минут беспрерывно играть, увлекаться пирамидкой или кубиками. Может перелистывать в книжках страницы. Стремится играть с другими детьми в гостях или на прогулке.
- Физическое развитие
Десятимесячный малыш, держась лишь одной рукой за опору, может сделать самостоятельные шаги. Приседает и встает по своему желанию за любым предметом. Основным способом передвижения становится уже не ползание, а ходьба.
- Психомоторное развитие
Стремится копировать взрослую речь, вслушивается в разговор. Узнает и находит знакомые предметы по просьбе взрослого (“дай лялю”, “где мячик?”)
Основные моменты развития ребенка десятого месяца жизни:
- может стоять несколько мгновений без опоры;
- делает 2-3 шага вперед без поддержки;
- ползает на руках и коленях, удерживая на них вес тела;
- любит разбрасывать игрушки из кроватки/манежа;
- показывает части тела на себе и на взрослом.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 450 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Одиннадцатый месяц
Ко всему, что их окружает. Ребенок стремится изучить предмет самыми разными способами – трясти им в воздухе, бросать или ударять о поверхность. Любит играть в игру “спрятанная игрушка”, с легкостью находит её. В книжках смотрит на правильную картинку, когда слышит название определенного предмета.
- Физическое развитие
В 11 месяцев ребенок уверенно стоит без опоры. Активно учится делать первый шаг без поддержки. Любит двигаться, танцевать под музыку, играть с другими детьми.
- Психомоторное развитие
Произносит осознанные лепетные слова (“ма-ма”, “па-па”, “ав-ав”). Реагирует на слово “нельзя”. Играет с пирамидкой. Знает и показывает части своего тела.
Основные моменты развития ребенка одиннадцатого месяца жизни:
- активно двигается (садится, ложится, встает самостоятельно);
- неравнодушен к похвале, также понимает строгую речь;
- может показать пальцем на желаемый предмет;
- новые шаги в общении со взрослым: машет “привет”/”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой;
- может самостоятельно брать мелкие кусочки пищи пальцами.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 400 г.
Увеличение роста – на 1,5 см.
Двенадцатый месяц (1 год)
Как маленькая личность. . Если кратко, то он меньше волнуется в присутствии незнакомых людей, ведет себя настойчиво, активно выражает свои желания. Начинает демонстрировать собственнические наклонности по отношению к маме или игрушкам. Словарный запас ребенка растет очень быстро, малыш понимает всю обращенную к нему речь и пытается отвечать.
- Физическое развитие
Годовалый ребенок уверенно стоит и ходит без опоры. Малыш проявляет активность в причесывании, купании, одевании. Пытается самостоятельно удерживать ложку, есть из неё густую пищу; учится пить из кружки.
- Психомоторное развитие
Произносит первые слова, соотнося их с действиями – “дай”, “бух”, “ам-ам”. Выполняет простые просьбы – “иди к маме”, “дай кубик”. Знает назначение простых предметов (телефон, расческа, зубная щетка).
Основные моменты развития ребенка двенадцатого месяца жизни:
- может пройти без поддержки и опоры небольшое расстояние;
- наклоняется и поднимает к пола предметы;
- может перешагивать препятствие в виде порога или лежащей игрушки;
- ищет необходимый предмет по своему желанию, даже если не видел, куда его положили;
- простыми словами выражает свои потребности и желания. Зовет маму и папу. Словарный запас к этому возрасту – 8-12 слов.
Прибавка в весе (в среднем) к концу месяца – 600 г.
Увеличение роста – на 2-3 см.
Полезный рассказ о том, как ухаживать за грудничком
Отличия в развитии мальчиков и девочек
Педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют. Например:
– мальчики рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
– говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
– представительницы прекрасного пола миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей до года
С помощью центильной таблицы можно отследить примерные нормы ежемесячной прибавки в весе ребенка, и как должно происходить увеличение длины тела младенца. Нормы роста и веса детей указаны в рамках минимального/максимального показателей, поэтому их можно использовать в качестве ориентира.
Мальчики | Девочки | ||||
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Возраст | Рост (см) | Вес (кг) |
1-2 мес. | 52-60 | 3,5-5,8 | 1-2 мес. | 51-59 | 3,1-5,2 |
3-4 мес. | 59-66 | 5,1-7,4 | 3-4 мес. | 57-64 | 4,6-7,1 |
5-7 мес. | 61-71 | 6,2-9,7 | 5-7 мес. | 61-69 | 6,1-8,7 |
8-10 мес. | 68-75 | 8-11 | 8-10 мес. | 66-73 | 7,3-10 |
10-12 мес. | 71-78 | 8,8-12 | 10-12 мес. | 69-76 | 7,6-11 |
Таблица ключевых моментов развития ребенка от 0 до 1 года
Краткий обзор в таблице, где указано развитие ребенка до года по месяцам, станет отличной “шпаргалкой” для молодых мам.
Возраст | Речевое развитие | Двигательное развитие | Психическое развитие |
1-1,5 месяца | Тихое гуление | Первые попытки приподнимания головы | Кратковременно следит взглядом за погремушкой |
2 месяца | В хорошем настроении понемногу гулит | Лучше координирует движения | Удерживает взгляд на движущемся предмете |
3 месяца | Длительное гуление | Уверенно держит голову | Поворачивается к источникам звука |
4 месяца | На смену гулению приходит первый лепет | Не отрывает взгляд от движущихся предметов | Отличает маму от посторонних |
5 месяцев | Лепечет, произносит слоги “ма, “па” | Самостоятельно переворачивается, ползает назад | Настораживается при чужих голосах |
6 месяцев | Активный лепет, воспроизводит простые слоги | Ползает “по-пластунски” | Проявляет эмоции радости и недовольства |
7 месяцев | Лепет, появление слогов “та”, “на” “да” и др. | Сидит с опорой, ползает вперед | Понимает интонацию, слово “нет” |
8 месяцев | Первые односложные слова | Встает и передвигается у опоры, самостоятельно сидит | Расширяется диапазон эмоций (удивление, настойчивость) |
9 месяцев | Активное лепетание, новые слоги | Стоит и ходит с опорой, ползает | Понимает простые поручения |
10 месяцев | Произносит простые слова “ля-ля”, “ав-ав” | Садится из положения стоя, пытается ходить | Повторяет за мимикой взрослых |
11 месяцев | Выражает желания – “на,” “дай” | Поднимает предметы с пола, встает, приседает | Показывает по просьбе знакомые предметы, части тела |
12 месяцев | Много лепечет, осознанно произносит слова “мама”, “баба” | Активно передвигается, ложится, встает, ходит | Понимает взрослую речь, реагирует на просьбы и запреты |
Программа обеспечивает следующие виды медицинских услуг:
- I . Прикрепление доверенного врача - педиатра:
Профилактический осмотр доверенным врачом-педиатром проводится:
- на первом месяце жизни -2 раза в месяц - на дому;
- от 1 до 6 месяцев - 1 раз в 2 месяца - на дому;
- от 6-ти до 12 месяцев - 1 раз в 3 месяца - на дому.
- Плановый профилактический осмотр доверенным врачом-педиатром включает : антропометрию (вес, рост, окружность головы, окружность груди); клинический осмотр; консультация родителей в отношении здоровья и развития ребенка; рекомендации по уходу, вскармливанию и дальнейшему динамическому наблюдению.
- Осмотр доверенным врачом педиатром, в том числе дежурным врачом - при заболевании ребенка и динамическом наблюдении в течение заболевания на дому (не ограничено)
- Осмотр доверенным врачом педиатром - при заболевании ребенка и динамическом наблюдении в течение заболевания в медицинском амбулаторном центре без ограничений с 12.00 до 17.00
- Консультации родителей доверенным врачом-педиатром по телефону с 9.00 до 17.00 часов с понедельника по пятницу кроме субботы, воскресенья и праздничных дней.
- Консультативная помощь доверенного врача при плановой госпитализации в ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова, по профилю отделений, при наличии Полиса ОМС г. Москвы;
- Оформление медицинской документации (справки, медицинские заключения установленных форм);
- Назначение необходимых консультаций и анализов при заболевании в медицинском центре (не ограничено) клинический анализ крови, общий анализ мочи (с 11.00 до 12.00), консультация специалиста (невролог, отоларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед) в день обращения по графику работы специалиста.
- Экспертиза временной нетрудоспособности, выдача и закрытие больничных листов и справок.
- II . Услуги врачей-специалистов:
- Плановые профилактические осмотры:
- в 1 месяц УЗИ тазобедренных суставов, нейросонография- на базе медицинского центра.
При отсутствии выявленной патологии - с 1 до 3 месяцев жизни: осмотр хирургом, ортопедом, отоларингологом, невропатологом, офтальмологом - на дому.
С выявленной патологией при первичном осмотре - в возрасте от 1 до 3 месяцев по показаниям доверенного врача проводятся осмотры специалистов: невропатолог, хирург, ортопед, отоларинголог, офтальмолог и выполняются повторные исследования (УЗИ тазобедренных суставов и нейросонография)- на базе медицинского центра. Время и сроки проведения осмотров и исследований определяет доверенный врач;
- от 6 до 8 месяцев: осмотр невропатологом, ортопедом на дому или базе центра; нейросонография по показаниям;
- от 11 до 12 месяцев: осмотр ортопедом, отоларингологом, офтальмологом, невропатологом - на базе медицинского центра.
- Консультации врачей специалистов по медицинским показаниям и назначению доверенного врача: хирург, уролог-нефролог, кардиолог, гастроэнтеролог на базе медицинского центра (дважды для каждого специалиста при годовом прикреплении на амбулаторно-поликлиническое обслуживание)
- Дополнительные консультации врачей-специалистов по медицинским показаниям на дому : невропатолог, отоларинголог - по назначению доверенного врача не ограничено.
III . Лабораторные и диагностические мероприятия:
- Плановый забор биологического материала для лабораторных исследований
:
- От 1до3 месяцев: клинический анализ крови, общий анализ мочи
- с 6 до 8 месяцев : клинический анализ крови и мочи - на дому или в медицинском центре;
- с 11 до 12 месяцев : клинический анализ крови, общий анализ мочи, копрология, анализ кала на яйца глист - на базе медицинского центра .
- 2. Не более двух раз в течение годового медицинского обслуживания по назначению доверенного врача при наличии медицинских показаний: анализ кала на углеводы, анализ кала на дисбактериоз, посевы крови на стерильность, посевы молока (матери) при грудном вскармливании на стерильность (при медицинских показаниях определяемых и фиксируемых в амбулаторной карте доверенным врачом) - на базе медицинского центра.
- 3 . Однократно по показаниям - б/х крови скрининг: общий белок, билирубин, АЛТ, АСТ, глюкоза, креатинин, мочевина- на базе медицинского центра.
- Не ограничено в течение годового медицинского обслуживания по данной программе при заболевании ребенка по показаниям выполняется клинический анализ крови, общий анализ мочи на дому.
- Инструментальная и функциональная диагностика по назначению доверенного врача : рентген, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости и мочевой системы проводятся на базе диагностического центра ГБУЗ г. Москвы ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова ДЗ г. Москвы не более двух раз каждого вида исследований .
- IV . Вакцинация.
- Плановая вакцинация проводится в соответствии с национальным календарем прививок вакцинами Российского или импортного производства:
С 1 месяца до 12 месяцев вакцинация проводится на дому при отсутствии противопоказаний. Вакцинация может выполняться в медицинском центре при согласовании с родителями и наличии ограничений к вакцинации на дому, которые определяет доверенный врач.
Диагностическая туберкулиновая проба Манту проводится один раз в год на базе медицинского центра * .
*Вакцинацию БЦЖ и БЦЖ-М проводят только в противотуберкулезных диспансерах или детских поликлиниках согласно приказу №109 приложение №4 от 21.03.2003г. * Вакцинация детей против пневмоккоковой инфекции проводится по рекомендации доверенного врача. Стоимость вакцины не включена в Программу и проводится за дополнительную оплату, согласно действующему прейскуранту.
- V . Общеоздоровительный массаж.
- один курс массажа (10 сеансов) при годовом сроке прикрепления по медицинским показаниям проводится на дому . Время проведения массажа согласовывается с доверенным врачом при наличии медицинских показаний.
- VI . Дополнительные обследования, консультации врачей - специалистов и другие медицинские услуги, не входящие в Программу проводятся по показаниям в медицинском центре за дополнительную оплату, согласно действующего Прейскуранта.
Примечание:
Графики диспансерного наблюдения, патронажа и вакцинации приняты в соответствии с действующей нормативной документацией Министерства Здравоохранения РФ (приказ № 125н от 21.03.2014г. о вакцинации и приказ № N 514н от 10.08.2017г. о профилактических осмотрах).
- Все медицинские услуги оказываются по согласованию с доверенным врачом и наличию медицинских показаний, которые врач фиксирует в амбулаторной карте ребенка.
- При выявлении у ребенка хронических заболеваний и перинатального поражения центральной нервной системы - вводится повышающий коэффициент 1,25 и производится перерасчет стоимости Договора на оставшийся период.